Загрузка...
9962

24 августа в Государственном историческом музее Южного Урала открылась выставка одного экспоната, посвященная 190-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Казалось бы, все связанное с именем великого писателя уже давно покрыто хрестоматийным глянцем. Юбилейная медаль 1908 года, представленная на выставке, подтверждает то, что классиком он стал еще при жизни, и чествование его в день рождения — дело обычное. Однако стоит рассмотреть пристальнее этот неброский предмет и вернуться на столетие назад.

Медаль «В память 80-летнего юбилея со дня рождения графа Льва Николаевича Толстого». Аверс. 1908 г. Дерево, резьба. Государственный исторический музей Южного Урала

В 1908 году в России и за рубежом общественная мысль была обеспокоена предстоящим юбилеем Л. Н. Толстого. Обеспокоена потому, что чествование 80-летнего юбиляра не представлялось чинным культурным мероприятием и обостряло все разногласия, возникшие вокруг его личности и творчества. Признавая его бесспорный литературный гений, бо́льшая часть общества, в том числе церковь и официальная власть, считали губительными и неприемлемыми его воззрения. Вместе с тем нельзя было отрицать огромный вклад Толстого в русскую культуру. Сам граф Толстой по отношению к обществу также занял непримиримую позицию, а от торжеств в свою честь официально отказался. Все осложнялось тяжелым состоянием здоровья юбиляра… И вот в течение 1908 года в обеих столицах, губернских и уездных городах создавались и тут же распускались комитеты по подготовке к празднованию юбилея писателя, в прессе появлялись и опровергались официальные запреты этого празднования, организации и частные лица собирали средства и готовили литературные вечера, а правительство справедливо опасалось возможных политических акций. Зарубежный мир в это же время писал восторженные оды русскому гению, делегации и поздравительные адреса направлялись в Ясную Поляну из Берлина, Парижа, Лондона и Сиднея. Лев Николаевич был болен, и С. А. Толстая публиковала в газетах просьбы не беспокоить его, так как он не принимает даже самых близких.

В настоящее время трудно найти следы официального отношения к этому юбилею в далеком от столиц Челябинске. Но один факт бесспорен: созданный в 1908 году усилиями энтузиастов «Музей наглядных пособий» Общества попечения о начальном образовании носил имя Л. Н. Толстого, присвоенное в связи с 80-летним юбилеем писателя1.

На этом фоне традиционный выпуск памятных предметов к значимому событию был не так уж однозначен. Сохранившиеся медали и жетоны 1908 года, посвященные юбилею Толстого, сейчас являются достаточно редкими.

Жетон к 80-летию писателя.
1908 г. Металл, штамповка. Частная коллекция

Деревянная медаль, поступившая в фонды Челябинского областного краеведческого музея в 1990 году из частной коллекции,— работа неизвестного мастера. Вполне возможно, что произведение повторяло черты конкретной металлической медали, однако этот образец пока не найден. Аналогичная деревянная медаль появлялась семь лет назад на одном из аукционов и была названа очень редкой, при этом сохранилась она гораздо хуже, чем экземпляр из нашего музея. Помимо отличного состояния музейный экземпляр отличает еще одна деталь, позволяющая назвать его уникальным. Для создания медали мастер выбрал материал с небольшим дефектом. В нижней части круга на высоту примерно до трети диаметра дерево покрыто темным волнообразным рисунком. Художник использовал эту особенность в композиции — естественные линии мягко разграничивают портрет и буквы автографа, усиливают выразительность мастерски исполненного рельефа, подчеркивают разворот фигуры. Цветовые переходы на поверхности дерева создают почти живописный эффект. Маловероятно, чтобы такой прием был использован неоднократно. Поэтому можно рассматривать данный экземпляр как уникальное художественное произведение.

Не менее интересна и содержательная часть. При внимательном изучении изображения и текста открывается след общения трех гениев русской культуры.

На лицевой стороне медали — портрет Л. Н. Толстого с автографом. В медальерном искусстве, посвященном великому писателю, использовались разные источники. Нередко на основе фотографий и художественных произведений создавался самостоятельный портрет, предназначенный именно для конкретной медали, плакетки или жетона. А иногда прототипом служил определенный образ с известного граверу живописного или графического произведения. Облик писателя на аверсе музейной медали ближе всего к фрагменту одного из портретов работы И. Е. Репина (Лев Николаевич Толстой босой. 1901 г. Х., м., ГРМ).

И. Е. Репин. Лев Николаевич Толстой босой. 1901 г. Холст, масло. ГРМ

В защиту этой версии есть несколько аргументов. Во-первых, композиция — изображение фигуры с разворотом в три четверти вправо относительно зрителя. В известных живописных портретах Л. Н. Толстого такой ракурс встречается, но наиболее точно ему соответствует указанный репинский портрет. Кстати, в некоторых других произведениях медальерного искусства композиция также явно восходит к этому портрету, а жетон «В память кончины Льва Николаевича Толстого 7 ноября 1910 г.». прямо воспроизводит его.

Жетон «В память кончины Льва Николаевича Толстого 7 ноября 1910 г.» Неизвестная мастерская. Россия, 1910–1917 гг. Бронза. Частная коллекция

Таким образом, можно говорить о традиции использования этого живописного произведения художниками-граверами, привлеченными, очевидно, выразительностью силуэта. К тому же тиражирование образа писателя в крестьянской одежде, лишенного официальности имеет несомненный идейный подтекст.

Однако большая часть такого использования ограничивается лишь композицией, весьма вольно обращаясь с деталями. На деревянной же медали мы можем увидеть достаточно близкое следование образцу. Здесь сохранены пропорции, общий характер рисунка, даже такие мелочи, как расположение складок на одежде и прядей волос. Определяется и возраст модели — Репин писал портрет в 1881–1901 годах, когда Толстой выглядел значительно моложе, чем в свой 80-летний юбилей. Самое же главное, что удалось передать художнику-резчику,— эмоциональный строй произведения, исполненный достоинства и внутренней силы образ человека. Причем портрет, выполненный фрагментарно, в другом материале, решенный иными художественными средствами и достаточно обобщенный, не утратил этих качеств. В этом заслуга и неизвестного медальера, и, конечно, самого оригинала кисти И. Е. Репина.

Портрет, кстати, сам по себе имеет интересную историю. Репин, на протяжении десятилетий друживший с великим писателем, создал не только многочисленные его портреты, но и произведения, приближающиеся к тематической картине: «Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне 1887», «Лев Толстой в комнате под сводами» (1891). Толстой — художник и мыслитель — привлекал Репина своей незаурядностью и побуждал искать новые образы. Над портретом «Лев Николаевич Толстой босой» мастер работал около десяти лет, задумав лирическое произведение, проникновение в глубины духовной жизни личности. Писатель изображен здесь в окрестностях Ясной Поляны, в любимом кленовом лесу во время молитвы. Состояние самоуглубления и сосредоточенности — главное достоинство этого произведения, сдержанного и немногословного. Одетый в простую крестьянскую рубаху, босой, в окружении природы, погруженный в размышления человек — этот «толстовский» идеал глубоко прочувствовал Репин. Возможно, эта сторона толстовского учения была близка душе и самого художника. Находясь под обаянием мощной личности Л. Н. Толстого, он вдохновлялся и многими его идеями. Однако не скрывал и несогласия с некоторыми из них, особенно в том, что касалось взглядов Толстого на искусство. Это расхождение не помешало их дружбе. Произведение 1901 года — один из наиболее выразительных и глубоких образов великого писателя, созданных в живописи.

А надпись на реверсе медали — «Въ память 80ти лътняго юбилея со дня рождения великого писателя земли русской» — направляет нас к другому гению русского слова и в более отдаленные времена.

1883 год… «Друг мой, вернитесь к литературной деятельности… Друг мой, великий писатель земли русской, внемлите моей просьбе»
2, — так пишет Толстому в своем последнем письме Иван Сергеевич Тургенев. Отношения двух писателей складывались сложно, одна из ссор, возникшая на идейной почве, чуть не привела к дуэли. Как и многие люди в России, Тургенев не разделял взгляды писателя после 1881 года. Однако никакие личные и даже принципиальные расхождения не поколебали восхищения Тургенева Толстым-художником. Это уважение друг к другу они сохранили до конца жизни, и до конца жизни И. С. Тургенев не оставлял попыток «вернуть» друга на истинный путь.

Таким образом, юбилейная медаль, выпущенная при жизни писателя и обладающая всеми классическими атрибутами, далеко не бесспорна по своему содержанию. В ней отразились противоречия могучей личности юбиляра, сложное отношение к нему соотечественников. Использование другого изображения или иного текста раскрыло бы другие грани. Известны произведения медальерного искусства откровенно идеологического содержания (например, полностью воспроизводящие портрет «Л. Н. Толстой босой» или с надписью «Ищу истину!» под изображением писателя). Выбор деталей, которые окажутся в маленьком пространстве медали, зависит от художника и может не уступать по глубине содержания большой картине.

Что касается экспоната из фондов Исторического музея Южного Урала, то приходится признать, что он требует еще большой исследовательской работы. В первую очередь следует попытаться выяснить происхождение этой медали и вернуть безымянному произведению имя автора.

Литература

1. Одноралов, Н. В. Техника медальерного искусства / Н. В. Одноралов. М. : Изобразит. иск-во, 1983.

2. Репин, И. Е. О графе Льве Николаевиче Толстом (Мои личные впечатления и воспоминания) / И. Е. Репин // Литература русского зарубежья : антология : в 6 т. Т. 1, кн. 2. М. : Книга, 1990.

3. Интернет-сайты: Газетные старости (http://starosti.ru/key_article.php?keyword), Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (http://ypmuseum.ru/ru/novosti/1264-06-09-2013.html


Примечания

1. Романов А. П. Музей наглядных пособий // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 4. Челябинск : Камен. пояс, 2005. С. 394–395.

2. Бирюков П. И. Биография Л. Н. Толстого : в 2 т. Т. 2. М. ; Пг., 1923. С. 212.

Другие статьи

Все статьи