Хранитель фонда литья и живописи
И. С. Ивлиева
Жемчужиной коллекции «Златоустовская гравюра на металле» Государственного исторического музея Южного Урала является меч в ножнах под названием «Война 1812 года», украшенный в 1958 году златоустовскими художниками-оружейниками Г. М. Берсеневым и Г. В. Драгуном
1 (ОФ 6819/7-8, ЗГ 353-354).
1950-е годы в златоустовской гравюре — время возвращения к орнаментальному искусству украшения холодного оружия и прикладных вещей. На смену пластинам с копий полотен известных художников возвращаются миниатюры с сюжетными сценами, обогащенные тонкорисованным, четким, растительным орнаментом, арабесками. Ведущие художники-граверы создавали образцы для поточного, массового производства и уникальные изделия для подарков государственным деятелям, участия во всесоюзных, международных выставках.
В 1958 году Г. М. Берсенев для участия в Международной выставке в Пловдиве (Болгария) создал три меча в ножнах. Первый посвящен освободительной войне болгарского народа против турецкого ига (1877–1878), второй — победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, третий — Отечественной войне 1812 года. Два первых меча находятся в настоящее время в собрании Златоустовского краеведческого музея, третий — в фондах Государственного исторического музея Южного Урала.
Все три меча оформлены в едином стиле. Клинок прямой, обоюдоострый, сужающийся к острию, с гранью на каждой голомени
2. Рукоять выполнена из черной резной пластмассы; в верхней и нижней части — фигурные позолоченные накладки, украшенные растительно-геометрическим орнаментом. Набалдашник металлический, позолоченный, в форме сплюснутого шара на профилированной ножке, в нижней части круглый; украшен гравированным растительным орнаментом. Одна голомень украшена в нижней части растительным орнаментом, арматурой из щита, каски, копий, двух ружей, кистеней, лука в обрамлении двух ветвей. Над арматурой поверхность, вытравленная «под ящур».
Ножны цельнометаллические, с двумя кольцами. На 2/3
украшены миниатюрами, обрамленными ветвями дуба и лавра, перекрещивающимися лентами. Возле устья вертикально — арматура из знамени, двух пушек, двух кинжалов, копья, шомпола, ружья со штыком, барабана и кивера. В центре батальная сцена: на первом плане солдат, колющий штыком противника, стоящего перед ним коленях, на втором — среди пушек бегущие в атаку на неприятеля солдаты, трое всадников. Справа, горизонтально — ополченцы в крестьянской одежде ведут под конвоем пленных французских солдат.
Декор меча перекликается с традициями украшения златоустовского холодного оружия первой трети XIX века, заложенными И. Н. Бушуевым. Отличие заключается в том, что Бушуев располагал миниатюры на поверхности клинка; Берсенев же решил бо́льшую часть оружия оставить гладкой, блестящей, недекорированной, сосредоточив основное изображение на ножнах. Так же как и его знаменитый предшественник, Берсенев показал многофигурные батальные сцены, где главные герои — русские солдаты, ополченцы. Миниатюры дополнены воинскими атрибутами, строгим лаконичным растительным орнаментом, символами воинской славы, доблести — ветвями лавра, дуба. Стремление соблюсти историческую правду, тщательная проработка деталей, колорит, построенный на сочетании золота и гладкой никелированной поверхности клинка и ножен,— все это создает цельный художественный образ, динамичный и эмоциональный. Декор оружия и футляра гармонично сочетаются между собой, дополняя и обогащая друг друга.
Данный меч — один из самых замечательных образцов златоустовского украшенного холодного оружия второй половины ХХ века, свидетельствующих о высоком уровне художественного мастерства, тенденциях возрождения традиционных технологий и техники.
Литература
1. Секреты мастеров Златоуста. Искусство уральских оружейников XIX–XXI веков. М. : Вече, 2012.
2. Вторые Бушуевские чтения : сб. материалов / под ред. канд. техн. наук, проф. В. И. Чуманова. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004.
1. Атрибуция (ссылка на автора и исполнителя) указана в тематико-экспозиционном плане раздела «Златоустовская гравюра на стали» в Челябинском областном краеведческом музее (ныне Государственный исторический музей Южного Урала) от 19 августа1960 г., составленном известным исследователем златоустовской гравюры М. Д. Глинкиным.
2. Голомень — боковая плоскость клинка, ограниченная лезвиями.