В фондах Исторического музея Южного Урала хранятся три варианта значка «Альпинист СССР» 1930-60-х годов. Тяжелые, со следами бытования, потемневшие от времени, они посвящены альпинизму — не только спорту, но и образу жизни с непреодолимым желанием снова и снова возвращаться в полный захватывающих чудес мир больших гор.
Все три знака поступили в фонды нашего музея в 1978 году в составе коллекции фалеристики, нумизматики, бонистики и филателии жителя Усть-Катава Ивана Киселева.
Об этих значках рассказывает в своей научной статье Мария Алексеева — хранитель фондов нумизматики Государственного исторического музея Южного Урала.
При изучении обширного фонда фалеристики нашего музея, который, к слову, содержит более 20 тысяч единиц хранения, интерес вызывают очень многие предметы. О них хочется рассказывать, их хочется показывать. И порой бывает обидно, что многие из этих информативных вещиц, заключенных в глухие конверты, не имеют возможности поведать нам свою историю.
Извлечем на свет три значка далекого советского периода. Тяжелые, со следами бытования, потемневшие от времени. Посвящены они альпинизму — не только спорту, но образу жизни с затягивающим, непреодолимым желанием еще и еще возвращаться в полный захватывающих чудес горный мир.
Выдающийся альпинист Евгений Абалаков так характеризовал это горное очарование: «То сверкающая, радостная, то грозная и гневная, вызывающая на единоборство, то таинственная, неуловимой завесой скрывающая себя и лишь на мгновение открывающаяся фантастическими видениями, суровая, прекрасная, вечно зовущая стихия горных вершин».
В нашей стране альпинизм официально появился в 1923 году. Именно в тот год 27 августа состоялось первое массовое восхождение на Казбек, в котором приняли участие студенты Тифлисского университета. Прошло еще шесть лет, и на Кавказе состоялись первые учебные сборы по подготовке руководителей низовых секций альпинизма, которые на многие годы стали главной «фабрикой по производству альпинистов» в стране. В 1934 году в СССР учреждены значок «Альпинист СССР», звания «Мастер альпинизма» и «Заслуженный мастер альпинизма».
В первую очередь альпинисты начали массово осваивать Кавказ, где альплагеря появились еще до войны (Баксанское, Цейское ущелья, Адыл-су, Домбайская поляна и другие), а общее их количество в стране было около тридцати.
Уже в пятидесятые годы вторым по значимости местом после Кавказа для альпинистов стала Ала-Арча (Кыргызстан) — здесь для альпинистов устанавливали палаточный лагерь. Альпинизм активно развивался на Алтае, Урале, в Сибири и Казахстане. Во второй половине шестидесятых началось массовое освоение Фанских гор (Таджикистан). Благодаря государственной поддержке сильнейшие спортсмены страны совершали сложные высотные восхождения на Памире, Тянь-Шане и в Гималаях.
История советских альпинистских знаков, в силу своей узкой специфики, известна далеко не каждому. На земле много вершин, названия которых у всех на слуху: Эверест, Монблан, Арарат, Эльбрус… Но лишь немногие могут похвастаться многочисленными изображениями на значках. Эльбрус — одно из природных чудес света, мечта альпинистов и одна из популярнейших вершин, изображающихся на значках. Эльбрус встречается на медали Великой Отечественной войны «За оборону Кавказа», на значках «Альпинист СССР» и «Альпинист России», на значке «Ветеран альпинизма СССР», а самое древнее изображение Эльбруса (III век до н. э.) обнаружили археологи на серебряной вазе при раскопках Майкопского кургана.
Нагрудный знак «Альпинист СССР» (ныне «Альпинист России») является одним из известнейших «альпинистских значков». Нет аналога в мире тому, что вот уже более 90 лет у альпинистов страны (сначала в СССР, теперь в России) существует свой «корпоративный» знак.
В ноябре 1934 года журнал «На суше и на море» сообщил читателям, что Президиум ЦС ОПТЭ принял решение об учреждении значка советских альпинистов. Сообщалось, что «право на значок будет иметь лишь тот, кто совершит восхождение на вершину Эльбруса (Восточную или Западную) или вершину, приравненную к Эльбрусу». Эльбрус и стал основой значка.
История знака трагична. Его создатель — Александр Малеинов — старший из трех братьев-альпинистов. Несмотря на отсутствие художественного образования, Александр получил известность как художник-карикатурист, его рисунки охотно публиковались в советских журналах «Крокодил», «Лапоть», «Прожектор». По свидетельству писателя Евгения Симонова, интерес к рисункам Александра проявляли такие издания, как «Чикаго Трибьюн» и «Нью-Йорк Таймс». Александру Малеинову было всего 26 лет, когда он сорвался на южной стене Дых-тау.
Значки «Альпинист СССР» изготавливались в технологии горячей эмали с дополнительным накладным элементом, позднее — цельноштампованными. Рисунок лаконичен и прост: профиль двух вершин Эльбруса на фоне голубого неба с наложенным на него золотым ледорубом.
Для награждения значком I ступени спортсмен должен был сдать нормы ГТО I ступени и совершить восхождение на Эльбрус или другую вершину, равную Эльбрусу по трудности. В начале 1935 года было принято решение о введении значка «Альпинист СССР II ступени». Для его получения нужно было сдать нормы, необходимые для значка «Альпинист СССР I ступени», сдать нормы ГТО и совершить восхождение (с исследовательскими, военными, учебными целями) на вершину или хребет не ниже 7000 метров (позже в норматив ввели восхождение 4-й категории сложности).
В самом начале на значках гравировали порядковый номер и фамилию его обладателя. Позднее они стали только номерными, а затем и порядковые номера со значков были убраны. В 1946 году в альпинизме были введены разрядные нормы, и тогда надобность в разделении на ступени утратила свою актуальность. Но знак остался в ходу как награда за первое совершенное восхождение.
В фондах нашего музея хранятся три варианта альпинистского знака.
Первый вызывает особую гордость, так как относится к самому раннему варианту дизайна с накладным ледорубом. Датируется 1935–1946 годами, номерной. Изготовлен в Москве на Всероссийском кооперативном объединении «Художник».
Второй знак относится к 1947–1948 годам, когда технология изготовления была упрощена и корпус значков стал цельноштампованным. Изготовитель — Московский штамповочно-эмальерный завод.
И наконец третий знак выпущен уже в 1950–1960-х годах. Без клейма изготовителя.
Все три знака поступили в фонды нашего музея в апреле 1978 года в составе многотысячной коллекции фалеристики, нумизматики, бонистики и филателии Ивана Михайловича Киселева — коллекционера из Усть-Катава.
Вот такие чудеса в конвертах. И как их много — разных, невероятно интересных и бережно хранимых.
Литература
- Рототаев, П. С. К вершинам. Хроника советского альпинизма / П. С. Рототаев. М. : Физкультура и спорт, 1977.
- Азарх, М. Туристские и альпинистские значки / М. Азарх // Совет. коллекционер. Вып. 17. М. : Связь, 1979.
- Емельяненко, Ю. К истории значков «Альпинист СССР» / Ю. Емельяненко // Лед и пламень : альм. № 1. М. : изд-во Игоря Балабанова, 2002.