12598

Иногда исторические артефакты, заслуживающие находиться в фондах музейных собраний, лежат, в буквальном смысле, у нас под ногами. В данной статье речь пойдет о выявленных на улицах Челябинска в ходе натурных исследований крышках чугунных колодезных люков с датировкой «1911» на внешней стороне. Начало изучению данной темы было положено около года назад, и к настоящему времени в разных районах города выявлено уже порядка двух десятков подобных экземпляров.

Прежде обратимся к предыстории и вкратце рассмотрим особенности появления водопровода в Челябинске. В начале XX в. всерьез встал вопрос о его создании: растущий населенный пункт, население которого стремительно увеличивалось, не мог нормально существовать без водоснабжения. Следует отметить, что еще в 1893 г. по ул. Ахматовской была построена насосная станция и проложены трубы до железнодорожной станции. Этот водопровод, если выражаться современным языком, был ведомственным и использовался для нужд Самаро-Златоустовской железной дороги: заправка котлов паровозов, мытье вагонов и пр. В конце XIX — начале XX столетия от него появились ответвления к Одигитриевскому женскому монастырю (1899) и Народному дому (1904). Стало понятно, что без аналогичной общегородской системы не обойтись.

 

Схема железнодорожного водопровода от реки Миасс к станции «Челябинск». 1911 г.

Схема железнодорожного водопровода от реки Миасс к станции «Челябинск». 1911 г.

 

В 1906 г. при непосредственном участии городского головы А. Ф. Бейвеля была создана городская водопроводная комиссия, которая заказала предварительные проекты и сметы на устройство водопровода в Челябинске нескольким фирмам. В их числе оказались: акционерное общество «Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода», товарищества «Братья Бромлей», «Мюр и Мерилиз», «Нептун», «Добровых и Набгольц»1.

Вскоре две из них, «Мюр и Мерилиз» и «Нептун», от участия отказались, а тремя оставшимися фирмами были представлены проекты со сметами и пояснительными записками. Комиссия приступила к их сравнительной оценке, при этом к делу в качестве экспертов предполагалось привлечь нескольких инженеров: Вацлава Иосифовича Кестнера, Мстислава Николаевича Петриченко, инженера путей сообщения Аркадия Андреевича Федорова, инженера-технолога, начальника 1-го участка службы тяги Сибирской железной дороги Мирона Сергеевича Городецкого и инженера путей сообщения, начальника 1-го участка службы пути Сибирской железной дороги Юлиана Александровича Коссовского2. Однако на заседание водопроводной комиссии 15 марта 1909 г. из них явились только двое — Федоров и Городецкий3. В итоге ими отдано предпочтение варианту, представленному Брянскими заводами: он хоть и был самым дорогим (стоимость оценивалась в 250 тысяч рублей), но при этом являлся наиболее проработанным4.

24 августа 1909 г. комиссия представила в городскую думу доклад, в котором давался анализ предложений трех фирм и показаны преимущества проекта Брянских заводов, и предлагалось в ближайшее время приступить к постройке водопровода5. Заседание думы по этому вопросу состоялось только 28 октября, причем решено было не отдавать подряд сразу Брянским заводам, а устроить торги6. В декабре 1909 г. городской голова А. Ф. Бейвель, по причине необходимости иметь проект для предложения к торгам, предложил инженеру А. А. Федорову самому составить таковой, используя все имеющиеся в распоряжении комиссии наработки7. В архивных документах сохранился его ответ: «Имею честь сообщить Вам, что составление проекта на себя я охотно принимаю и прошу передать мне все имеющиеся в Вашем распоряжении материалы, касающиеся устройства вышеозначенного водопровода»8.

 

Здание городской насосной станции. 1930-е гг.

Здание городской насосной станции. 1930-е гг.

 

Водонапорная башня на ул. Воровского

Водонапорная башня на ул. Воровского

 

В конечном итоге договор на постройку водопровода в Челябинске был заключен в декабре 1910 г. с акционерным обществом Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Работы начались с лета 1911 г. Технический надзор за осуществлением строительства производил инженер Федоров, приглашенный на городскую службу с годовым жалованием в 3000 рублей9. 4 февраля следующего года, хотя работы и не были завершены полностью, вступила в строй первая очередь водопровода. И только 16 мая 1913 г. городская управа составила акт о его полной приемке, причем общая стоимость выразилась в сумме 268155 рублей 86 копеек10.

 

Водоприемник на берегу реки Миасс. 1930-е гг.

Водоприемник на берегу реки Миасс. 1930-е гг.

 

Теперь перейдем непосредственно к вопросу о сохранившихся на улицах Челябинска крышках колодезных люков с цифрами «1911». Все их можно разделить на три категории.

Первая представляет наибольший интерес, но представлена, к сожалению, пока что единственным обнаруженным экземпляром, находящимся на пересечении ул. Каслинской и Калинина. В центре люка, в овальной рамке, просматривается цифра «1911» с точкой на конце (это важное замечание, о чем будет сказано ниже). По окружности вдоль края есть надпись, разделенная двумя пятиконечными звездочками (момент, на который также стоит обратить внимание): «ГОРОДСКОЙ ВОДОПРОВОДЪ. ★ ОБЩЕСТВО БРЯНСКАГО ЗАВОДА ★ ».

 

Крышка колодезного люка первого типа

Крышка колодезного люка первого типа

 

Если обратиться к схеме проектируемого водопровода 1909 г. из фондов Объединенного государственного архива Челябинской области, то расположение этого люка среди, казалось бы, уже современной застройки советского времени, не вызывает вопросов: на севере водопроводные трубы должны были доходить как раз до пересечения Каслинской улицы и Северного бульвара (ныне ул. Калинина). К сожалению, больше крышек аналогичного вида в городе выявить не удалось. Известно, что подобный люк, но с датой «1910», находится в крымском городе Симеиз, а с датой «1912» — в украинском Кривом Роге. Водопроводы там прокладывались как раз в эти годы.

 

Схема водопровода, предполагаемого к постройке в Челябинске. 1909 г.

Схема водопровода, предполагаемого к постройке в Челябинске. 1909 г.

 

Люков второй категории, уже без круговой надписи, а только с обозначением года в центре и двумя звездочками по краям, сохранилось значительно больше. При этом, что интересно, подавляющее их большинство сконцентрировано в микрорайонах, застраивавшихся в 1930-е гг. Такие крышки есть, например, во дворе дома по ул. Коммуны, 75 и на ул. Российской, 32. Одна — близ здания по ул. Красноармейской, 88. Что удивительно, несколько колодцев находится в очень неожиданном месте — около домов так называемого «Буровского городка» на ул. Белостоцкого, Горького и 1-й Пятилетки. Еще два люка — в Саду Победы на ЧТЗ.

 

Крышка колодезного люка второго типа

Крышка колодезного люка второго типа

 

Третья категория — это крышки с отсутствующей в центральной части датой, но с сохранившейся от сбитых цифр рамкой овальной формы, точкой, которая осталась от когда-то бывшего там обозначения года, и двумя пятиконечными звездочками по краям. Такие люки удалось обнаружить возле зданий по ул. Борьбы, Коммуны, Цвиллинга и Российской.

 

Крышка колодезного люка третьего типа

Крышка колодезного люка третьего типа

 

По мнению автора, причина появления всех вышеперечисленных крышек с датой «1911» за пределами исторического центра Челябинска может объясняться использованием люков со старых колодцев при реконструкции водопроводной сети в 1930-х гг. Как бы то ни было, это нисколько не умаляет их ценности как своеобразного памятника городскому водопроводу, ведь до настоящего момента единственным зримым напоминанием об этом грандиозном проекте начала прошлого века была лишь чудом сохранившаяся водонапорная башня на ул. Воровского.

 

Примечания


1. ОГАЧО. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 990. Л. 10.

2. Там же. Л. 7.

3. Там же. Д. 977. Л. 13.

4. Там же. Л. 14.

5. Там же. Л. 40–51.

6. Там же. Л. 78.

7. Там же. Л. 81.

8. Там же. Л. 82.

9. Там же. Л. 179.

10. Приемка водопровода // Голос Приуралья. 1913. 22 мая. С. 3.

Другие статьи

Все статьи