Массовые политические репрессии – одно из наиболее трагичных явлений истории нашей страны в XX веке. Их жертвами оказались миллионы человек. Это нанесло непоправимый ущерб генофонду, экономике, культуре и самой духовной сущности народа.
Советская власть воспринимала религию как соперничающую идеологию. Власть с ней боролась разными способами, один из которых – лишение свободы и убийства наиболее видных священнослужителей, монахов и мирян. Их преследовали именно за веру, хотя пытались замаскировать это обвинениями политического и уголовного характера. Это были масштабные, систематические и массовые гонения в конфессиональной истории страны. Наиболее трагичны в этом отношении 1930-е годы.
Обложка журнала «Безбожник у станка» (1932, № 22), пропагандирующая «безбожную пятилетку». На иллюстрации: Божества трёх религий (Иудаизм, Христианство и Ислам) раздавлены первым пятилетним планом. Безбожная пятилетка — лозунг «Союза воинствующих безбожников» во главе с Емельяном Ярославским о необходимости «забыть имя Бога» в СССР к 1 мая 1937 года
В начале 1929 года на места была направлена партийная директива «О мерах по усилению антирелигиозной работы» о том, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, влияющей на массы. На XIV Всероссийском съезде Советов (10–18 мая 1929 года) прозвучали призывы к массовому закрытию религиозных учреждений. Кампания по ликвидации культовых зданий не заставила себя долго ждать. На Южном Урале храмы закрывались и разрушались «ударными» темпами. Об этом говорится в докладе Комиссии по делам культов в конце 1936 года: «Вопрос о закрытии церквей должен решать край- или облисполком, а при обжаловании — президиум ВЦИК. Однако этот порядок часто не соблюдается. Изъятие церкви часто производится райисполкомом или сельсоветом, иногда просто распоряжением председателя. Повсеместно практикуется изъятие церквей под ссыпку хлеба. Часто применяется метод закрытия по причинам “ветхости” и “невыполнения ремонта”. Одновременно запрещается сбор средств на ремонт… Происходит закрытие молитвенных зданий по причине эпидемии, причем из всех административных зданий закрываются только церкви. Происходит это тогда, когда на самом деле нет эпидемии».
Одна из последних фотографий Челябинского Христорождественского собора, сделанная перед его разрушением. 1932 г. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Здание Свято-Троицкой церкви, в которой разместился Челябинский музей местного края. Начало 1930-х гг. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Жесткая административная политика на протяжении 1930-х годов осуществлялась в отношении не только Русской православной церкви, но и всех остальных конфессий. В 1936 — 1938 годы было инспирировано «Дело о заговоре руководителей Центрального духовного управления мусульман», по которому были арестованы сотни человек. Деятельность управления была почти парализована, Башкирское духовное управление ликвидировано.
Из года в год сокращалось число действующих мусульманских, иудаистских, протестантских, буддистских молитвенных зданий, а духовенство данных религий подвергалось репрессиям.
Здание бывшей Ак-Мечеть. 1930-е годы. Челябинск. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Челябинскую Ак-Мечеть превратили в один из объектов антирелигиозной пропаганды в Челябинске. 21 февраля 1930 года окрисполком утвердил решение о закрытии мечети. Здание было передано под «клуб нацменов».
Костел на углу ул. Свободы и пр. Ленина перед сносом в Челябинске. 1928 г. Автор Н. А. Шелудяков. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
В 1929 году закрыли католический костел. Здание использовали как склад, затем в качестве общежития, а в 1932 году – взорвали.
Челябинск. Ул. Пушкина, дом №8, во дворе рядом с областным учебным комбинатом счетных работников – бывшая синагога. Середина ХХ в. Автор Гайдаш. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Челябинская синагога также была закрыта, в советское время в ней располагались различные учреждения.
Принятая 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайным Всесоюзным съездом Советов новая Конституция СССР провозглашала равноправие всех граждан, в том числе и «служителей культа»; за гражданами признавалась «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды». Только данное положение существовало только на бумаге.
К 1941 году на территории Челябинской области не осталось ни одного действующего культового здания, кроме Свято-Симеоновской церкви, которая на несколько лет накануне Великой Отечественной войны также была отнята у православных и оказалась в руках обновленческой церкви.
Е.М. Шумская
канд. ист. наук, ученый секретарь