15829

Мы продолжаем наш разговор об уникальных экспонатах, которые могут привлечь внимание исследователей в связи с заключением договора о сотрудничестве между Государственным историческим музеем Южного Урала и Челябинской Епархией Русской Православной Церкви. Сегодня речь пойдет о целом комплексе предметов и документов, раскрывающих историю одного из священнослужителей, чье служение пришлось, в том числе, на 30-е годы ушедшего века. Это время гонений и арестов различных социальных слоев, независимо от звания, заслуг, национальной принадлежности.

Немалую часть репрессированных составляли монахи, служители церквей и религиозных культов. Не избежал этой печальной участи протоиерей Челябинского (Свято-Симеоновского) кафедрального собора Пётр Михайлович Загороднев. В декабре минувшего года в музей поступила интересная коллекция. Она состоит из документов семейного архива, венчальных туфель и свечей, элементов облачения священника (две епитрахили и фелонь), а так же фотокопий семейных фотографий. Предметы были переданы внучкой Петра Михайловича, Николаевой Галиной Николаевной.

Биографических сведений о П.М. Загородневе в опубликованных и архивных источниках кране мало, что обусловлено его принадлежностью к священному сану и последующим расстрелом, поэтому всю его биографию удалось восстановить только сейчас, благодаря переданным в фонды документам. Петр Михайлович Загороднев родился в 10 (9) июня (1882) 1883 года в семье крестьянина Уфимской губернии Катав-Ивановского уезда. В 1894 (1895) — 1896 гг. обучался в Катав-Ивановском двухклассном училище Министерства народного просвещения из которого вышел до окончания курса; затем обучался в духовном училище г. Уфы. В ноябре 1901 года указом № 1501 Его Императорского Величества выпускник псаломнического класса Загороднев Пётр был определен псаломщиком в Екатерино-Григорьевский приход с. Никольского-Романовки Уфимского уезда. 23 февраля 1902 года Петр Михайлович был посвящён в стихари епископом Уфимским и Мензилинским Антонием (Храповицким) с вручением ставленной грамоты, заверенной сургучной печатью. В 1907 году женился на дочери крестьянина с. Михайловки Уфимской губернии Елене Осиповне Елизаровой.

В 1913 году Пётр Михайлович стал псаломщиком Введенской церкви Миньярского завода Уфимского уезда, а в 1918 году, выдержав экзамен, был рукоположен в сан диакона и переведен в церковь Саткинского завода, Златоустовского уезда. В этом же году в семье Загородневых родился сын Николай. В 1919 году переведен на службу в Троицкую церковь г. Челябинска, а в 1920 году назначен на место священника в церкви Нижнее-Санарского поселка. В 1925 году исполнял должность секретаря Челябинской епархиальной управы, затем был назначен на священническое место к Казанской Богородицкой кладбищенской церкви г. Челябинска. В этом же году переведен Челябинской епархиальной управой в Кафедральный собор г. Челябинска (ныне — Свято-Симеоновский кафедральный собор).

Пётр Михайлович служил с большой любовью и усердием, что не могло остаться незамеченным для вышестоящего начальства — Челябинского епархиального церковного управления православной церкви. Поступившие в фонд оригинальные свидетельства служат тому доказательством: 18 декабря 1925 года священник был награждён «за усердную и полезную службу» камилавкой (головной убор
тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов, в виде расширяющегося кверху цилиндра), а 13 апреля 1927 года – наперсным крестом. Через два года службы, 31 июля 1929 года, за труды по благоустройству Челябинского кафедрального собора и заведывание его имуществом, Пётр Михайлович был награжден саном протоиерея – титулом, который давался белому духовенству православной церкви как награда за заслуги.

С сентября 1932 г., после слияния общин Христорождественского и Симеоновского собора, Петр Михайлович служил протоиереем в Симеоновском храме. В 1937 г. обвинён в контрреволюционной деятельности и Постановлением Тройки УНКВД по Челябинской области приговорён к высшей мере наказания, которая была приведена в исполнение 11 января 1938 г.

Комплекс документов П.М. Загороднева, состоит из 24-х документов. Коллекция включает в себя: ученическую пропись, различные свидетельства Челябинского епархиального церковного управления периода 1896 – 1929 гг., указы Уфимской духовной консистории периода 1901 – 1927 гг., послужной список и расчётную книжку Петра Михайловича 1925 г., анкету протоиерея 1935 – 1938 гг., а так же, свидетельство о прохождении курса перевязок 1916 г. жены, Загородневой Елены Осиповны, и копии школьных аттестатов 1937 г. сына, Николая Петровича.

1110.png

Ставленная грамота посвящения в стихари Загороднева Петра, подписанная епископом Уфимским и Мензелинским Антонием (Храповицким). 23 февраля 1902 г. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Особый интерес представляет ставленная грамота посвящения в стихари Загороднева Петра, подписанная епископом Уфимским и Мензелинским Антонием (Храповицким) 23 февраля 1902 г. с приложением его сургучной печати и документы 1918 г. — допрос ставленнику перед рукоположением в дьяконы и «Присяга производимому в дьяконы».

Грамота, ставленная 1902 г. с посвящением Загороднева Петра в стихари и благославлением в чтецы духовником иеромонахом Варлаамом, является первым и единственным подобным документом в нашем музейном фонде. В Русской православной церкви ставленные грамоты вошли в употребление очень рано, но образцы таких грамот сохранились лишь с конца XVI века. В грамоте обозначены: имя епископа, при котором рукоположен ставленник («Смиренный Антоний, епископ Уфимский»), церковь, к которой он назначен («ко храму сельца Екатерино-Григорьева Белебеевского уезда»), право литургисать, вязать и решать, перечислены нравственные законы, которых должен придерживаться стихарь (быть трезвым, целомудренным, честным, не пьяницей, почтительным к иерею, чада иметь в послушании со всякою чистотою и пр.), прописано запрещение самовольно переходить от церкви к церкви («и ко другим церквам без нашего благославения отнюдь не приходите»); наконец, год (от сотворения мира), месяц и число посвящения. В нижней части листа наложен бумажный крест с фигурными углами, саржевая тесьма в форме креста и сургучная печать епископа Уфимского и Мензелинского Антония (Храповицкого). Форма ставленных грамот, выдаваемых на печатном листе за подписью епархиального архиерея с приложением его печати, была установлена Святым Синодом в 1738 году. В наше время новопосвящённому вручается указ правящего архиерея с указанием места служения.

2220.png

Допрос ставленнику Загородневу Петру перед рукоположением в дьяконы. Лист первый. 1918 год. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

По церковному закону, определенный на священническое или дьяконское место человек, перед рукоположением отправлялся в Консисторию для ставленнического допроса, с целью проверки нравственной годности  пастыря, а затем, шёл к духовнику на исповедь. Если духовник не находил препятствий к посвящению, и накладывал резолюцию на документе, что по исповеди препятствий к посвящению не встречается, то ставленник мог быть рукоположен. Затем, духовник приводил ставленника к особо установленной присяге. «Присяга производимого в диаконы» — это перечень правил, которые ставленник обязуется выполнять перед богом и людьми, текст своеобразной клятвы. Присягали в присутствии архиерея (или, по благословению архиерея, — священника), целовали Крест и Евангелие. Акт присяги скреплялся подписью приводимого к присяге и духовника.

333надо.png

Присяга производимого в диаконы. Лист первый. 1918 год. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Комплекс документов Петра Михайловича Загороднева является уникальным свидетельством становления духовного лица, посвятившего свою жизнь служению Русской православной церкви и ставшего жертвой советского режима. Эти редкие документальные материалы станут частью истории духовной жизни нашего города и пополнят коллекцию источников дореволюционного периода Государственного исторического музея Южного Урала.

Ю.А. Прокопенко

хранитель фонда документов

 

Другие статьи

Все статьи