В Государственный исторический музей Южного Урала поступила небольшая коллекция музыкальных инструментов. Она является частью собрания челябинского коллекционера Кабира Абдулловича Ямилова. В 1988 г. на основе его коллекции во Дворце культуры ЧТЗ был открыт Музей национальных музыкальных инструментов и этнографии. В настоящее время музей ликвидирован, коллекция распродана по частям, часть ее в 2006 и 2017–2018 гг. поступила в Государственный исторический музей Южного Урала.
Представляемая небольшая коллекция включает в себя различные музыкальные инструменты и принадлежности к ним. Все музыкальные инструменты из данной коллекции являются типичными для народной культуры различных этносов Урало-Поволжья либо городской культуры России конца XIX — второй половины XX вв. Собрание музыкальных инструментов, имевшееся в фондах Государственного исторического музея Южного Урала, было относительно немногочисленно и не отличалось разнообразием. Целый ряд типов музыкальных инструментов из представленной коллекции в фондах музея и вовсе отсутствовал. Поэтому данная коллекция, безусловно, представляет интерес для Государственного исторического музея Южного Урала — она существенно пополняет фонды музея, позволяет представить на самых разных выставках музея музыкальную культуру края.
Музыкальная культура является неотъемлемой частью традиционной народной культуры любого этноса, городской культуры России конца XIX — первой половины XX вв. и советской повседневности. Невозможно представить полную и достоверную картину как народной, так и советской праздничной культуры, а зачастую и трудовых будней без музыки, которая не просто сопровождала будни и праздники, а отражала их сущностные особенности, создавала особую атмосферу. Развитие музыкальных инструментов (степень их популярности, усложнение или упрощение конструкции и т. п.) очень ярко отражает тенденции развития эпохи и территории их бытования и может стать темой для специальных выставок и музейных занятий. Поэтому формирование коллекции музыкальных инструментов, широко бытовавших среди различных групп населения Урала в различные исторические периоды, является перспективным направлением комплектования фондов Исторического музея Южного Урала.
По системе Хорнбостеля-Закса представленные музыкальные инструменты относятся к простым хордофонам (цитры, гусли), составным или лютневидным хордофонам (кобза, балалайка), мундштучным аэрофонам (труба, корнет, альт, тромбоны, туба), лабиальным аэрофонам (флейта малая), язычковым аэрофонам (кларнеты, гобой, саксофоны) и свободным аэрофонам (гармони).
Представленная коллекция включает три образца цитр, изготовленных в Германской империи в конце XIX — начале XX вв. Среди них одна скрипкоцитра (щипково-смычковая) и две клавишных цитры.
Ци́тра (нем. Zither) — струнный щипковый музыкальный инструмент. Происходит от тирольского музыкального инструмента «шейтхольт». Был распространен в Европе (особенно в Германии и Австрии), США и России в середине XIX в. В 1881–1904 гг. издавался журнал «Русский цитрист». Цитры обычно имеют плоский корпус неправильной формы и от 13 до 50 струн. Существовало множество разновидностей цитр, которые делятся на грифные и безгрифные. Среди первых особенно распространена концертная цитра, к безгрифным относится клавишная (клавишно-аккордовая). Скрипкоцитра (цитра щипково-смычковая) входит в подкласс комбинированных цитр, сочетающий в себе особенности грифных и безгрифных цитр1.
Скрипкоцитра «Виолон» произведена на рубеже XIX — XX вв. фирмой “Deutschen Violon Zither Comp. G.m.b.H.” (ООО «Немецкая компания цитр „Виолон“») в городе Нойенраде административного округа Арнсберг провинции Вестфалия Королевства Пруссия. Цитра клавишная «Эрато» произведена около 1895–1900 гг. фирмой “J. T. Müller, Musikinstrumenten-Fabrik” (Фабрика музыкальных инструментов Ю. Т. Мюллера) в городе Дрезден Королевства Саксония. Цитра клавишная «Миранда» произведена около 1910 г. фирмой “Teodor Meinhold” (Теодор Майнхольд) в городе Клингенталь Королевства Саксония. В комплекте с цитрой поступили также нечасто встречающиеся цитровые принадлежности: оригинальные футляр и настроечный ключ.
Данная коллекция цитр интересна как с точки зрения музейной редкости, поскольку в российских музеях они представлены, в основном, единичными экземплярами, так и с точки зрения типичности для нашего региона, где исторически заметный процент населения составляли российские немцы, в среде которых данный инструмент был особенно популярен. Интересно, что и приобретены эти цитры в коллекцию К. А. Ямилова в городах Еманжелинске и Челябинске, где до настоящего времени проживает немецкое население. Однако в конце XIX — начале XX вв. цитры были популярны и в среде русского городского населения, поэтому эта коллекция вместе с имеющейся в фондах клавишной цитрой Т. Майнхольда из собрания В. П. Бирюкова будет актуальна в различных музейных проектах как по традиционной культуре российских немцев, так и по городской культуре конца XIX — начала XX вв.
В коллекции представлены традиционные удмуртские ритуальные гусли — быдӟым крезь. Они изготовлены мастером в Удмуртии в конце XX в., вероятно в 1980–1990 гг. Несмотря на достаточно позднее время изготовления, гусли достаточно точно соответствуют традиционной конструкции удмуртских ритуальных гуслей, в том числе имеют внутри корпуса резонаторные струны. Во время традиционных ритуалов удмуртов — родовых молений, обрядов, ритуальных выборов, под аккомпанемент быдӟым крезя исполнялись молитвенные напевы.
Интерес для музейных программ, посвященных украинской культуре, может представлять украинский музыкальный инструмент — четырехструнная оркестровая кобза конструкции Н. А. Прокопенко2. Она была воссоздана по изображениям, описаниям и этнографическим образцам и изготовлена в конце 1970-х — в 1980-х гг. Такие музыкальные инструменты никогда не выпускались в промышленных масштабах и существуют в единичных экземплярах. Комплектование коллекции по традиционной культуре украинцев также перспективно для нашего музея, поскольку этот этнос с XVIII века входит в число наиболее многочисленных этнических групп региона.
Безусловно, музей нуждается в комплектовании небольшой коллекции традиционных балалаек, которые были неотъемлемой частью русского сельского быта всей России и Урала в том числе, вплоть до середины XX века. В коллекции представлена четырехструнная балалайка (с удвоенной первой струной), изготовленная фабрикой музыкальных инструментов имени Луначарского в Ленинграде в 1930–1933 гг. Четырехструнные балалайки выпускались намного реже трехструнных, а в 1960-е гг. их выпуск был полностью прекращен.
Разговор о других инструментах, представленных в коллекции, продолжим в следующей статье.
1. Кошелев В. В. Цитра. Иллюстрированный каталог цитр и цитровых аксессуаров из коллекции В. А. Брунцева. СПб.: Графический дизайн и ИКС, 2002. С. 13; Батов А., Милешина Н. Струнные щипковые инструменты из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки. Гитары, цистры, мандолины, банджо, цитры, арфы: Научный каталог-справочник. М., 2013. С. 97–98.
2. Лисенко-Дністровський М. Українська кобза // Жовтень. Київ, 1980. № 12. С. 116; Жолдак Б. О. Музичні війни, або Талан Віктора Гуцала. – Київ: Криниця, 2004. С. 150.