В Государственный исторический музей Южного Урала поступила небольшая коллекция музыкальных инструментов — часть собрания челябинского коллекционера Кабира Абдулловича Ямилова. В 1988 году на основе его коллекции во Дворце культуры ЧТЗ был открыт Музей национальных музыкальных инструментов и этнографии. В настоящее время музей ликвидирован, коллекция распродана, часть ее в 2006 и 2017–2018 годах передана в Государственный исторический музей Южного Урала. В первой статье мы рассказали об уникальных инструментах из этой коллекции. Сейчас продолжим рассказ.
Существенной частью коллекции, отражающей музыкальную культуру сельского и городского населения России конца XIX — XX века, является собрание, которое включает гармоники: две вятские (тальянки), петербургскую, елецкую рояльную, хромку, венскую, хроматическую (баян). Все они, кроме хромки, кустарного изготовления, все датируются первой половиной XX века. Распространившиеся в конце XIX века гармоники в этот период становятся одним из самых популярных музыкальных инструментов в деревнях и городах России. Представленная коллекция отражает различные территориальные варианты конструкции гармоней, сформировавшиеся в указанный период, однако все они в том или ином варианте бытовали на Южном Урале.
Две из представленных в коллекции гармоник можно отнести к вятским (тальянкам). Вятская гармонь на Среднем Урале называется также «простушкой», у татар и башкир — «тальян гармун». Кустарное производство в Вятской губернии началось в середине XIX века, позднее на основе вятских гармоник возникли уральские, сибирские, татарские, кавказские гармоники. Стандартная схема тальянок выражена в формуле 12×3, то есть 12 рояльных клавиш в правой клавиатуре и 3 клавиши-лопатки в левой. При смене движения меха звуки правой клавиатуры одинаковые, три клавиши в левой клавиатуре на разжим образуют тонику, на сжим — доминанту. В пятиголосной гармони две планки строились на октаву выше, две — основные и одна — на октаву ниже1. Гармони этого типа долго сохраняли популярность в среде татарского и башкирского населения. Около трети гармонистов Башкирии в середине 1980-х годов играли на тальянках2. И в настоящее время, по подсчетам П. Куйвинена, на северо-западе Татарстана более трети бытующих гармоник составляют тальянки3.
Особенно интересна одна из тальянок с формулой 10×3. Она имеет тисненое клеймо «Гармонный мастерѢ МалыхѢ» и пять регистровых движков, из которых два ложных и три действующих, использующихся для смены тембра инструмента с помощью изменения подачи воздуха на комбинации планок. В данном случае хорошо видна отмеченная П. Куйвиненом трансформация элемента от прямой функции к индикативной (обозначение пяти планок) и просто декоративной. К настоящему времени тальянки с регистровыми переключателями практически вышли из употребления4.
В коллекции представлена трехрядная петербургская гармоника мастера Сережникова, изготовленная в апреле 1914 (или 1917) года. Такие инструменты стали появляться в Петербурге в конце 1880-х годов. Формирование их внешнего вида складывалось под влиянием многочисленных заграничных образцов. Эти гармоники всегда богато украшены инкрустациями с изображением бабочек, лир и другими рисунками, что мы видим и на представленном образце. Существовали двух-, трех- и четырехрядные гармоники. Такой тип гармоник был распространен по всему северо-западу Российской империи5.
В коллекции имеется елецая гармоника, которая появилась в Орловской губернии в 1860–70-е годы. Сейчас елецкие гармоники распространены в районах Центральной России. Инструмент имеет клавишные клавиатуры на правой и левой стороне, причем левая расположена с обеих сторон грифа: спереди — клавиши басов, с тыльной стороны — клавиши аккордов6. Представленный экземпляр кроме прочего интересен и тем, что его правая клавиатура — однорядная, с двумя дополнительными клавишами — переделана из двухрядной. Левая клавиатура выполнена по образцу от однорядной гармоники.
Очень типичным инструментом в коллекции является гармоника-хромка. Первые гармоники, появившиеся в конце 1890-х годов, назывались «северянка», к началу 1920-х годов распространилось название «хромка». Хромка — двухрядная диатоническая гармоника, звуки при смене движения меха не меняются. К середине XX века установился стандарт расположения кнопок — 25×257. Кустарные гармоники обычно богато украшались инкрустацией. Ныне хромка — самый распространенный вид диатонической гармоники, вытесняющий все остальные типы. В нашей коллекции находится инструмент с формулой 23×12 Шуйской гармонной фабрики выпуска 1946–1952 годов, однако выполненный в традициях мастеровых гармоник 1930–50-х годов, с инкрустацией, хоть и простой, кнопками-пуговицами и расположением басов в виде буквы «Г».
В коллекции представлена венская гармоника русского строя. Венские гармоники были сконструированы в Вене и появились в России в 1890-е годы. Распространялись они главным образом через торговые фирмы Циммермана и Мюллера. Затем эти гармоники широко изготавливались в России и оставались популярными до середины XX века. При смене движения меха звуки обеих клавиатур разные8.
Интересным образцом в коллекции является четырехрядный баян кустарного производства, изготовленный в первой половине XX века. В 1891 году в городе Зилетуе (Бавария) была сконструирована хроматическая трехрядная гармоника с последовательным расположением звуков по косым рядам кнопок. В 1890-е годы такая система стала известна и в России, а с начала XX века такие гармоники стали делать мастера в Москве, затем в Туле и других городах Центральной России. Эта система получила вначале название «заграничная», затем стала известна как «московская». Со временем такие трехрядные хроматические гармоники стали называться баянами московской системы9.
В коллекции представлены и различные духовые музыкальные инструменты. Интересна труба оркестровая, изготовленная мастером Альбертом Вольфрамом (город Маркнойкирхен Германской Демократической Республики) не ранее 1960 года. Труба выполнена из медного сплава и имеет серебряное покрытие. По некоторым данным, подобные трубы в ограниченном количестве поступали в СССР в 1960-е годы и использовались в сфере профессионального музыкального образования, в джазовых оркестрах и ансамблях, которые были чрезвычайно популярным явлением в городской повседневной культуре середины XX века.
В коллекцию музыкальных инструментов входит также флейта малая (или флейта-пикколо), изготовленная мастером Альфредом Вундерлихом (1883–1969) в кооперативе «Мигма» (г. Маркнойкирхен, ГДР), очевидно, в 1950–60-е годы. Малая флейта применяется в малом и большом симфоническом оркестре, в большом эстрадном и большом смешанном духовом оркестре. В духовом оркестре ее основная функция — верхнее октавное удвоение партии первой флейты и малого кларнета.
Еще один импортный инструмент — кларнет малый (или кларнет-пикколо). Он изготовлен, по-видимому, в Европе в начале XX века из гренадильного дерева и нейзильбера.
В группе саксофонов представлены сопрано, тенор и баритон. Саксофон-сопрано изготовлен, по-видимому, в Европе в 1950–60-е годы. Саксофон-тенор выпущен Ленинградским заводом духовых музыкальных инструментов в 1966 году. Очень интересен саксофон-баритон, изготовленный на московской фабрике «Пятилетие Октября» в середине 1920-х годов: это один из первых советских саксофонов (имеет заводской номер 95).
Изобретенный Адольфом Саксом в начале 1840-х годов, саксофон стал появляться в симфонических оркестрах с 1844 года и преимущественно во Франции — в основном эпизодически и изредка как постоянный инструмент. Устойчивой тенденцией XX века является увеличение одновременного применения инструментов этого семейства до трех-пяти. Однако саксофон не стал постоянным инструментом в составе симфонического оркестра из-за широкого и параллельного развития с рубежа XIX–XX веков эстрадного оркестра. В нем саксофоны стали выполнять единую функцию. В результате широкого распространения саксофонов в джазовых и эстрадных оркестрах в 1960-е годы в СССР они внедрялись и в военные духовые оркестры10.
Остальные музыкальные инструменты из коллекции представляют собой типичные образцы массовой продукции различных заводов СССР. Например, пятиочковый кларнет выпущен Тульским производственным объединением «Мелодия» в 1970-е годы. На Киевском заводе духовых и ударных музыкальных инструментов в 1969 и 1983 годах произведены две разные модели теноровых тромбонов. На Ленинградском заводе духовых музыкальных инструментов изготовлены: корнет-а-пистон (1958), гобой (1964), туба (1967), альт (середина 1970-х — 1980-е).
Малая флейта, кларнет, малый кларнет, гобой, тромбоны, корнет, туба и альт традиционно используются в симфоническом оркестре. Саксофоны, малая флейта, кларнет, гобой, тромбоны и туба использовались в эстрадном оркестре в середине XX века. Однако стоит принять во внимание, что состав инструментов эстрадного оркестра не вполне устоялся. Если в отношении состава групп медных духовых и саксофонов в различных эстрадных оркестрах существуют какие-то общие закономерности, то количество струнных и деревянных духовых не регламентировано11.
Все инструменты из коллекции К. А. Ямилова включались в состав большого смешанного духового оркестра, характерного для СССР середины — второй половины XX века. В силу особых динамических свойств медных широкомензурных инструментов (большая сила звучания и возможность использования при игре на ходу) духовой оркестр применялся прежде всего во время различных шествий на открытом воздухе, а также на танцевальных площадках. Его участие в праздничных и массовых мероприятиях стало обычным явлением. Большое применение нашел духовой оркестр и в концертной деятельности12.
Таким образом, все инструменты из коллекции К. А. Ямилова являются подлинными предметами, бытовавшими в конце XIX — XX веке. Ценность этого собрания заключается еще и в том, что часть музыкальных инструментов — кустарного производства, то есть они являются не тиражными образцами, а изготовлены индивидуально мастерами. Они, безусловно, представляют интерес при разработке различных программ и проектов музея, посвященных материальной и духовной культуре различных групп населения Урало-Поволжья, а также могут быть использованы в программах, посвященных политической истории Урала и России в целом. Большинство их имеют краеведческое значение, поскольку бытовали на Южном Урале, а некоторые, возможно, были изготовлены в нашем крае.
Несомненно, Государственный исторический музей Южного Урала нуждается в дальнейшем пополнении коллекции музыкальных инструментов.
Примечания
1. Мирек А. М. Справочник по гармоникам. М. : Музыка, 1968. С. 48–49.
2. Рахимов Р. Г. Напевы тальянки: фольклор. муз. сб. Уфа : Башк. кн. изд-во, 1985. С. 13.
3. Куйвинен П. У. Гармонь в традиционной культуре казанских татар : дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2015. С. 165.
5. Мирек А. М. Указ. соч. С. 73.
10. Сух-Очир Б. Трактовка саксофона в произведениях для симфонического и духового оркестров : дис. … канд. искусствоведения. М., 2018. С. 15, 31, 45, 47–48, 58, 79, 97, 129, 133.
11. Киянов Б. П., Воскресенский С. И. Практическое руководство по инструментовке для эстрадных оркестров и ансамблей. М. ; Л. : Музыка, 1966.
12. Анисимов Б. И. Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра. М. : Музыка, 1979. С. 107–108.