В экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала представлены многочисленные предметы древней истории Южного Зауралья, отражающие разные эпохи: каменный век, эпоху бронзы, ранний железный век, позднюю древность и Средневековье. Практически каждый из периодов характеризуется керамическими сосудами, выполненными в гончарных традициях соответствующего времени.
На первый взгляд, они похожи друг на друга и, конечно, «молчаливы». Однако исследователям они «рассказывают» порой невероятные вещи.
В настоящее время существует множество методик изучения керамики.
Первоначально все исследования носили любительский характер. Одним из первых энтузиастов был князь Павел Арсентьевич Путятин, который провел ряд опытов по реконструкции технологии и приемов лепки сосудов. Систематизация же и типологическое описание, введение в оборот терминологии, алгоритмов воспроизведения вариантов изготовления глиняной посуды сложились к началу XX века. В. А. Городцов разработал первую систему описания и номенклатуру конструктивных элементов керамических сосудов; Б. Э. Петри выделил основные приемы нанесения орнамента, а также ввел понятия «технический» и «искусственный орнамент»; И. П. Красников и М. В. Фармаковский впервые применили химический и микроскопический анализ; Б. А. Богаевский разработал методику изучения техники обработки поверхности сосудов и предложил терминологию; М. В. Воеводский представил производство сосудов по этапам; А. А. Бобринский и И. Г. Глушков выпустили выдающиеся обобщающие труды с детально описанными методиками керамического производства; И. В. Калинина и Ю. Б. Цетлин занимались разработкой методики изучения орнамента, а схема описания керамических сосудов, предложенная О. И. Горюновой и Н. А. Савельевым, востребована и сегодня.
С изучением керамики связаны имена представителей других наук: М. П. Грязнова, разработавшего способ графической реконструкции сосудов по их фрагментам; В. Ф. Генинга, автора программы статистической обработки керамического материала; С. Н. Николаенко, предложившего метод вычисления объема сосудов. И это далеко не все имена.
Так о чем же может «рассказать» керамика?
Первое, что можно увидеть невооруженным глазом,— это форма сосуда и нанесенный на него орнамент. Они могут указать на период, к которому относится сосуд, какой археологической культуре он принадлежит, а также на какой территории жили его владельцы. По орнаменту и форме сосудов можно проследить взаимодействие и смешение представителей разных культур, их передвижения, заимствования традиций друг у друга, обмен опытом. Помимо орнамента изредка на горшках встречаются рисунки (например, «колесница» или «план поселения», солярные и свастические знаки), которые несут дополнительную смысловую нагрузку.
Если изучать керамику в пределах одного археологического памятника, то можно проследить, во сколько этапов происходило заселение этого объекта, на протяжении какого периода он существовал. Можно также увидеть «почерк» мастера, изготавливавшего сосуды. Если же посмотреть на черепок под микроскопом, то можно узнать, какие примеси мастер добавлял в глиняное тесто, чтобы горшок не треснул при сушке и обжиге. Состав глины и примесей могут также поведать, как далеко и куда ходил мастер за материалом для своих изделий.
На дне сосудов бронзового века встречаются отпечатки ткани, благодаря чему был открыт способ формовки на сосуде-основе: ткань использовалась в качестве прокладки между уже готовым сосудом и тем, что лепили. Специалисты, изучая такие отпечатки, узнали о существовании в то далекое время ткачества. Дело в том, что в погребениях, относящихся к тому периоду, ткани до настоящего времени не сохранились — истлели, а находки небольших фрагментов тканей — исключительная редкость.
И это далеко не полный список того, что можно узнать при всестороннем изучении древней керамики.
Сравнивая сосуды из экспозиции музея, можно также увидеть основные и принципиальные их различия. Но прежде чем перейти к рассмотрению керамики разных периодов, необходимо ознакомиться с конструктивными элементами сосудов. Это венчик, шейка, плечо, тулово и дно.
Первые глиняные горшки появились в позднем каменном веке. Они имели форму полуяйца, прямой или загнутый внутрь венчик, приостренное или округлое дно. Узоры чаще всего наносились по всей внешней поверхности. Изредка такие сосуды украшались орнаментом в виде водоплавающих птиц. Все горшки этого периода выполнены способом ручной формовки.
Разговор об особенностях керамики более поздних эпох продолжим в следующей статье.
Список литературы
Боталов, С. Г. Гунны и тюрки (историко-археологическая реконструкция) / С. Г. Боталов. Челябинск : Рифей, 2008.
Бердников, И. М. Керамика в археологии: описание, анализ, методы исследования : учеб. пособие / И. М. Бердников, Д. Н. Лохов. Изд. 2-е, испр. и доп. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014.
Виноградов, Н. Б. Южный Урал и Зауралье в древности и Средневековье : учеб. пособие / Н. Б. Виноградов ; науч. ред. А. В. Епимахов. Челябинск : Абрис, 2015.
Древняя история Южного Зауралья : монография : в 2 т. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2000 (Серия «Этногенез уральских народов»).