Загрузка...
9468

Личность Виктора Петровича Макеева является одной из ключевых в истории отечественного ракетостроения. О нем написано огромное количество трудов, встретить имя В. П. Макеева можно в десятках книг и сотнях статей как научного, так и публицистического характера. В 2017 году Государственному ракетному центру (ГРЦ) им. В. П. Макеева исполнилось 70 лет. Государственный исторический музей Южного Урала при поддержке ГРЦ к юбилею предприятия провел выставку «Гордимся прошлым, работаем на будущее», где экспонировались личное дело В. П. Макеева и большое количество других интересных экспонатов, открывающих завесу тайны над историей отечественного ракетостроения.

На данный момент нам известно достаточно много фактов о личности В. П. Макеева. Родился он 25 октября 1924 года в поселке им. Кирова Коломенского района Московской области в семье потомственного рабочего. Рано начал свою трудовую деятельность: в 1939 году ученик чертежника, затем чертежник на авиационном заводе в Москве, с 1941 года в Казани, куда завод был эвакуирован с началом Великой Отечественной войны. С 1942 года учился на вечернем отделении Казанского авиационного института. В 1944 году перевелся на дневное отделение Московского авиационного института, окончил его в 1948 году. С 1947 года работал в Особом конструкторском бюро С. П. Королева (ОКБ-1) в составе НИИ-88: техник, инженер, ведущий конструктор. В 1955 году по предложению С. П. Королева был назначен главным конструктором Специального конструкторского бюро (СКБ-385) в Златоусте, затем в Миассе. С 1963 года начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года генеральный конструктор, начальник предприятия. Создатель отечественной школы морского ракетостроения, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Награжден пятью орденами В. И. Ленина, орденом Октябрьской революции, медалями. Скончался В. П. Макеев 25 октября 1985 года1.

Самая полная из современных биографий В. П. Макеева содержится в книге В. А. Пяткина «Генеральный конструктор В. П. Макеев». В ней упоминается и личное дело Виктора Петровича, которое имеет смысл рассмотреть еще раз — более подробно. Одна из интереснейших страниц в нем — автобиография. Для понимания личности Виктора Петровича следует обратиться к характеристике его родителей. Сам В. П. Макеев описывает их так: «Отец мой, Петр Иванович, родился 12 июля 1897 года в семье рабочего. С 1910 года работал токарем на коломенском паровозостроительном заводе. С 1930 года работал токарем, а затем в отделе организации труда на заводе № 22 министерства авиационной промышленности (МАП). В январе 1941 года командирован в Эстонскую ССР зам. директора завода. Оттуда в июле 1941 года эвакуировался с заводом в Куйбышев. В 1943 году переведен на завод № 22 МАП. В 1947 году переведен на завод № 23 МАП г. Москвы, где работал до 1955 года. 9 февраля 1955 года после тяжелой болезни умер. Мать моя, Макеева Клавдия Васильевна, 1902 года рождения. С 1920 г. по 1955 г. проживала с отцом. В годы войны работала в поликлинике завода № 22 МАП. Умерла 8 декабря 1967 года»2. Примечательно, что сам В. П. Макеев, окончив семь классов школы, в 1939 году поступил на завод № 22 Министерства авиационной промышленности.

Из открытых источников, подтвержденных документами из личного дела В. П. Макеева, известно, что Виктор Петрович несколько раз ездил за границу. В бытность его инструктором рабочей молодежи в ЦК ВЛКСМ (1950–1952) он посещал Румынию, Болгарию, Финляндию в качестве руководителя по политической части делегации борцов СССР. Позже, уже работая в КБ машиностроения, ездил в Японию для участия в работе выставки «Экспо-70» и во Францию на международный салон авиационно-космической техники (1979).

Кроме того, из дела В. П. Макеева следует, что именно с 15 сентября 1977 года приказом министра оборонной промышленности Виктор Петрович был назначен генеральным конструктором КБ машиностроения3 (в ряде научных источников указан 1972 год, в других — 1976). О переименовании предприятия в деле написано так: «С 1963 года приказом председателя Госкомитета по оборонной технике при Совете Министров СССР назначен начальником и Главным конструктором СКБ–385, переименованного в 1967 году в конструкторское бюро машиностроения, где работаю в настоящее время»4. Однако переименование СКБ–385 в КБ машиностроения произошло не в 1967, а в 1966 году, о чем свидетельствуют все открытые источники5. Например, в книге ГРЦ им. академика В. П. Макеева «День за днем. 1947–2012»6
указана дата 6 марта 1966 года: «Приказом министерства общего машиностроения СССР № 109 СКБ–385 присвоено открытое наименование — Конструкторское бюро машиностроения, и условное — предприятие п/я Г-4725. Заводу № 385 присвоено открытое наименование — Златоустовский машиностроительный завод (ЗМЗ), и условное — предприятие п/я М-5755. Сохранено вхождение ЗМЗ в структурную схему управления КБ машиностроения»7. Так или иначе, переименование предприятия состоялось, связать это можно с образованием в 1965 году Министерства общего машиностроения СССР, куда включили и СКБ-3858.

В другой характеристике В. П. Макеева отмечено: «…энергичный и уверенный в себе руководитель государственного масштаба. Обладает высокой работоспособностью и энергией, настойчивостью в достижении намеченных целей, чувством нового, умением творчески решать поставленные задачи, объективно оценивать результаты своего труда, труда руководимого им коллектива и коллективов большого числа смежных организаций и предприятий. Служит примером личной дисциплинированности и исполнительностью. Требователен к себе и подчиненным. Обладает спокойным характером. В обращении корректен, пользуется непререкаемым авторитетом на всех уровнях. Проявляет большое внимание и чуткость к запросам трудящихся. Умеет правильно направить деятельность больших коллективов организаций и предприятий разработчиков образцов новой техники на выполнение главных задач… Характеристика утверждена на бюро горкома КПСС 25 июня 1984 года»9.

Долгие годы имя В. П. Макеева было связано с СКБ-385, затем с КБ машиностроения, которым он руководил до своей кончины. В 1991 году Конструкторскому бюро машиностроения присвоено имя академика, в настоящий момент оно носит название «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева».

Список литературы

День за днем. 1947–2012: Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева. Миасс : ГРЦ Макеева, 2013. 184 с.

Морские стратегические ракетные комплексы. М. : Воен. парад, 2011. 265 с.

Под покровом Ильмен: страницы истории Машгородка / ред.-сост. Г. Медведева. Миасс : Геотур, 2000. 272 с.

Пяткин, В. А. Генеральный конструктор В. П. Макеев / В. А. Пяткин. Челябинск : Юж.-Урал. кн. . изд-во, 2004. 390 с.

СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» / сост.: Р. Н. Канин, Н. Н. Тихонов ; под общ. ред. акад. РАН В. Г. Дегтяря. М. : Гос. ракет. центр «КБ им. академика В.П. Макеева» : Воен. парад, 2007. 408 с.


Примечания

1. Пяткин В. А. Генеральный конструктор В. П. Макеев. Челябинск : Юж.-Урал. кн. . изд-во, 2004. 390 с. ; Морские стратегические ракетные комплексы. М. : Воен. парад, 2011.

2. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 189. Д. 1363. Л. 8–9.

3. Там же. Л. 8–9; 30.

4. Там же.

5. Пяткин В. А. Указ. соч. С. 234 ; Морские стратегические ракетные комплексы… С. 246.

6. День за днем. 1947–2012: Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева. Миасс : ГРЦ Макеева, 2013.

7. Там же. С. 30.

8. Там же. С. 34.

9. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 189. Д. 1363. Л. 40.

Другие статьи

Все статьи