16 ноября 2018 года в Государственном историческом музее Южного Урала пройдут два мероприятия, приуроченные к столетию Гражданской войны на Южном Урале,— научная конференция «Гороховские чтения» и открытие выставки «Бьют свинцовые ливни…». Мы возвращаемся к рассказу о биографии Андрея Петровича Коростина — яркого представителя новой власти, формировавшейся в горниле Гражданской войны.
Андрей Петрович Коростин
(из фондов Государственного исторического музея Южного Урала)
Из документов, хранящихся в Государственном историческом музее Южного Урала, следует, что А. П. Коростин августа 1919 года, «после освобождения Челябинска от Колчаковских банд, был откомандирован в распоряжение Челябинского губкома ВКП(б) и направлен на работу в Челябинскую губчека — по должности заведующего секретно-оперативной частью и заместителем председателя губчека. В этой должности проработал до июня 1921 г, а затем назначен председателем губчека»1. Тут следует упомянуть еще один документ, который рассказывает об интересном эпизоде Гражданской войны.
Документ основан на воспоминаниях Коростина и носит название «Ликвидация Голубой армии»2. Из него следует, что «в 1920 г. в лесах около Еткульской станицы Челябинской губернии полковником Мировитским была создана из казачьих атаманов, офицеров и кулачества крупная контрреволюционная организация, наименовавшая себя “Голубая армия”. Организация свыше 300 человек, вооруженных винтовками, имела свою типографию, на которой печатала контрреволюционные воззвания и распространяла среди казачества. Организация вполне оформилась, имела штаб, подразделения и по плану имела намерения выступить против Советской власти в конце августа 1920 г. В ликвидации организации участвовало около 50 работников оперативного состава губчека и рота красноармейцев войск ВЧК… Взяты — знамя организации (белое с голубой полоской), типография и много вооружения. Во время боя при ликвидации организации сотрудник т. Зимский был зверски убит бандитами»3. К слову, об этом и других эпизодах из жизни уральских чекистов написан художественный рассказ Федора Борисова «Солдаты Дзержинского», напечатанный на страницах журнала «Уральский следопыт» № 10 за 1980 год.
Можно сделать вывод о том, что А. П. Коростин принимал непосредственное участие в ликвидации «Голубой армии» и курировал этот вопрос. Кроме того, из документа следует, что знамя ликвидированной чекистами «армии» представляло собой белое полотно с голубой полоской. Это описание не совпадает с видом знамени, которое демонстрируется в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации,— красно-бело-синее полотнище с голубой лентой по диагонали. В документе же упоминается именно «белое с голубой полоской», что требует более пристального изучения материала.
Далее, из автобиографических записей А. П. Коростина следует, что чекисты занимались не только борьбой с контрреволюцией и ликвидациями ее проявлений. В книге А. В. Луначарского «Воспоминания и впечатления»4 есть глава под названием «Дзержинский в НАРКОМПРОСЕ». В ней речь идет о том, что А. В. Луначарского посетил Ф. Э. Дзержинский. Автор приводит слова последнего: «Я хочу бросить некоторую часть моих личных сил, а главное, сил ВЧК на борьбу с детской беспризорностью,— сказал мне Дзержинский, и в глазах его сразу же загорелся такой знакомый всем нам, несколько лихорадочный огонь возбужденной энергии»5. Достоверность этого факта подтверждается в автобиографии нашего чекиста. А. П. Коростин пишет: «Осенью 1921 г. кроме основной должности был назначен ВЦИКом уполномоченным по улучшению детского быта и председателем Губернской комиссии по борьбе с детской беспризорностью»6. На данной работе он провел не менее трех лет. В фондах музея хранятся фотографии с говорящими надписями.
Изолятор в ликприемнике № 1. Тов. Коростину в память об эвакуации детей. Башкомиссия. 1921 г.
(из фондов Государственного исторического музея Южного Урала)
Дети дошкольных интернатов. На память уполномоченному ВЦИК по улучшению жизни и быта детей тов. Коростину. 1923 г.
(из фондов Государственного исторического музея Южного Урала)
К слову, упомянутая выше эвакуация детей действительно была необходима в связи со страшным голодом в Челябинской губернии. Об этом трагическом эпизоде из жизни Южного Урала написано довольно много, но упомянуть о нем еще раз, уже с точки зрения чекиста, будет не лишним.
Так, А. П. Коростин написал свои воспоминания, назвав их «Чекист при трудностях не должен падать духом»7. Вне сомнения, данный документ, по аналогии с «Восемнадцатым годом», носит сугубо пропагандистскую окраску, но вместе с тем имеет ряд интересных особенностей. А. П. Коростин пишет о голоде 1921 года следующим образом: «Этот год и все ужасы голода не обошли и наших работников — чекистов. Получая слишком скудный продпаек, совершенно не обеспечивающий хотя бы полуголодное состояние работника и его семью, чекистам приходилось также питаться суррогатами. Для пополнения пустого желудка приходилось употреблять в пищу лебеду и просянку, вместо мяса — голубей и грачей. Употребление в пищу грачей сначала сделал я сам лично. Моему примеру последовали большинство работающих со мной в Челябинской губчеке сотрудников»8. Кроме того, автор сообщает, что в это время был ликвидирован ряд контрреволюционных организаций: офицерская (65 человек), «польская» (48), «казачья-атаманская» (92), «кулацкая» (свыше 100 человек) и много других. Упоминает А. П. Коростин и о разгроме вооруженных восстаний в Курганском и Троицком уездах.
В феврале 1922 года в связи с реорганизацией ВЧК Коростин был назначен начальником губотдела ОГПУ. До 1925 года он занимал должность начальника Челябинского окротдела ОГПУ, а в сентябре того же года был переведен в Пермский окротдел ОГПУ. В сентябре 1926 года назначен начальником Оренбургского губотдела ОГПУ, где проработал до 1931 года.
Благодарственное письмо А. П. Коростину от чекистов в связи с его отъездом на другую работу. 1930 г.
(ЧОКМ. ОФ-1826/5)
1 января 1931 года он был назначен начальником краевого Управления рабоче-крестьянской милиции по Средне-Волжскому краю (Самара). С ноября 1934 года руководил УНКВД по Якутской АССР.
Членский билет № 24 члена ЦИК ЯАССР на имя А. П. Коростина. 1934 г.
(из фондов Государственного исторического музея Южного Урала)
1 декабря 1937 года по болезни (инвалид 2-й группы) вышел на пенсию. Переехал в Оренбург. В сентябре 1957 года А. П. Коростину была назначена пенсия республиканского значения. 7 сентября 1958 года он умер от атерокардиосклероза.
Примечания
1. Коростин А. П. Автобиография члена КПСС Коростина Андрея Петровича. ГИМЮУ ОФ-1826/1.
2. Коростин А. П. Ликвидация «Голубой армии». Воспоминания. Рукопись машинописная. 1930-е. ГИМЮУ ОФ-1826/15.
4. Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. М. : Совет. Россия, 1968.
6. Коростин А. П. Автобиография…
7. Коростин А. П. Чекист при трудностях не должен падать духом. Воспоминания. Рукопись машинописная. 1930-е гг. ЧОКМ ОФ-1826/16.