Загрузка...
27433

1934 год — год создания Челябинской области и начала работы Южно-Уральской железной дороги. 17 апреля 1934 года газета «Призыв» сообщила: «С 18 часов 15 апреля открыто действие Южно-Уральской железной дороги. Начальник Южно-Уральской ж. д. Князев».



Рис. 1..jpg

Рис. 1. Схема Южно-Уральской железной дороги 1934 г.




13 декабря 1933 года вышло Постановление Совнаркома СССР за № 2673 «О разукрупнении железных дорог», в котором указывалось: «Разукрупнить Пермскую железную дорогу на две дороги, выделив из ныне существующей Пермской дороги — Южно-Уральскую с местом нахождения управления дороги в Челябинске. Предложить Народному комиссариату путей сообщения немедленно приступить к определению границ, организации связи и постройке помещения для управления Южно-Уральской железной дороги с тем, чтобы к 1 июня 1934 г. закончить полностью указанное разделение».



Рис. 2..jpg

Рис. 2. Постановление Совета народных комиссаров. О разукрупнении железных дорог. 13 декабря 1933 г. 



Первое время (с 1934 по 1942 гг.) управление Южно-Уральской железной дороги размещалось в отстроенной части гостиницы по ул. Воровского, 2, а уже в годы войны (1943 г.) переехало в построенное, по проекту архитектора Б. С. Помпеева, здание на площади Революции, где оно и размещается до сих пор. В состав управления были включены службы: путей, паровозная, вагонная, эксплуатации и связи.



Рис. 3..jpg

Рис. 3. Здание управления ЮУЖД.



С момента организации Южно-Уральской железной дороги в её составе было создано восемь отделений движения, отделений паровозного хозяйства и вагонных участков на станциях: Златоуст, Челябинск, Курган, Троицк, Карталы, Нязепетровск, Уфалей, Синарская.

Главной задачей вновь созданной дороги было полностью обеспечить перевозки грузов, расположенных и вновь вводимых на Южном Урале крупнейших металлургических, металлообрабатывающих и машиностроительных предприятий.

Первым начальником ЮУЖД стал Иван Александрович Князев. Он был родом из крестьянского сословия Ивановской области. С 1904-1908 гг. учился в Ярославском городском училище, а в 1911-1912 гг. – на курсах механического факультета политехникума. С 1912 по 1914 гг. изучал организацию железнодорожного хозяйства Германии, а в 1929 году – в Японии. После революции работал на разных железных дорогах страны. 2 марта 1934 года был назначен начальником Южно-Уральской железной дороги. В связи с арестом 16 ноября 1936 года его освободили от должности и расстреляли 1 февраля 1937 года. Реабилитирован в 1963 году.



Елена Белова

Литература:

  1. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства СССР за 1933 г. № 1-74. Отдел первый. – М., 1948. – С. 869-870.

  2. Уральский исток Транссиба: история Южно-Уральской железной дороги. – Челябинск, 2009. – С. 276-285.

  3. Князев Иван Александрович // Челябинская область: энциклопедия. – Челябинск, 2004. – Т. 3. – С. 246.

  4. Рисунок 1. Схема ЮУЖД. Из фондов Центра исторического наследия ЮУЖД.

Другие статьи

Все статьи