Третьего апреля 2024 года исполнилось 135 лет со дня рождения известной южноуральской писательницы Лидии Сейфуллиной.
Прозаик, драматург, актриса и общественный деятель Лидия Николаевна Сейфуллина родилась 22 марта (3 апреля по новому стилю) 1889 года в семье православного священника-миссионера из крещеных татар в поселке Верхнеувельском Троицкого уезда Оренбургской губернии. В настоящее время это село Варламово Чебаркульского района Челябинской области, и сегодня имя Лидии Сейфуллиной носит сельская средняя общеобразовательная школа.
В Челябинск Лидия Сейфуллина переехала в 1919 году из Оренбурга вместе с мужем — писателем Валерианом Правдухиным, включившись с первых же дней в культурную жизнь города. Свою деятельность здесь она начала в качестве актрисы в летнем театре на острове реки Миасс (выступала под псевдонимом Нелидова).
Актерскую деятельность Лидия Николаевна совмещала с работой в городской библиотеке, где была заведующей. В местной газете «Советская правда» стали появляться заметки и статьи Сейфуллиной, подписанные «Библиотекарь» или инициалами «Л. С.», «Л. Н.», «Л.».
Летом 1919 года она с супругом поселилась на квартире у Шиховых по улице Азиатской (ныне Елькина). Вскоре Лидия Николаевна стала инструктором по внешкольному образованию, а Валериан Павлович — заведующим внешкольным подотделом Челябинского губнаробраза.
Программа спектакля «Дни нашей жизни» с упоминанием имен Л. Н. Нелидовой (Сейфуллиной) и В. П. Правдухина. 1920 г.
Заведующая библиотекой железнодорожного клуба им. В. И. Ленина Вера Александровна Мензенкампф впоследствии так описывала свою первую встречу с Сейфуллиной:
«В памяти оживает молодая женщина, с виду подросток, но с крепкой, ладной фигуркой, со смуглым лицом, порывистая, энергичная. Что больше всего поражало в ее лице? Огромные черные глаза, чуть-чуть печальные. Иногда они вспыхивали негодованием, иногда в них трепетали веселые искорки. Не запомнить этого лица было нельзя.
Такой впервые я увидела Лидию Николаевну в Челябинске в конце 1918 года. Было совещание внешкольных работников. Из отдаленных уголков уезда, из глухих деревень съехались библиотекари. Хотелось услышать, как работать по-новому в разбуженной глухомани. В красном домике, на месте, где построено сейчас здание совнархоза, собрались мы на необычный вечер, встречу с Сейфуллиной. В комнату, застланную большим ковром, стремительным шагом вошла Лидия Николаевна и предложила нам сесть прямо на ковер. Полились звуки ее глубокого, задушевного голоса. Она рассказывала роман Тургенева “Накануне”. Будто завороженные, слушали мы сцену, как Елена с телом умершего Инсарова переезжает канал в Венеции. Многие слушательницы тихонько утирали слезы.
Мы поняли цену живого, доходчивого слова, яснее стали задачи нашей работы в деревнях и селах. Как помогло потом нашей работе искусство чтения и рассказывания. Несколько раз встречалась я с Лидией Николаевной и ее мужем В. Правдухиным не только в деловой обстановке, но и в их маленькой, скромной комнате. Лидия Николаевна всегда была гостеприимна и сердечна».
Страница из книги почета ЧОУНБ с записью о Л. Н. Сейфуллиной. 1973 г.
Особую роль сыграла Сейфуллина в развитии библиотечного дела. Из ее автобиографии, хранящейся в Государственном архиве Новосибирской области, видно, что с марта 1919 года она заведовала Челябинской городской публичной библиотекой, а с 1 июля до 15 октября 1920 года возглавляла библиотечную секцию в отделе народного образования. Устраивала массовые литературные вечера, посвященные русским писателям-классикам, проводила громкие читки журнальных и газетных статей, организовывала встречи с читателями. За девять месяцев после освобождения Челябинска от колчаковцев при участии Лидии Николаевны было открыто более двадцати библиотек. Кроме того, она занималась с красноармейцами на 97-х пехотных курсах комсостава, преподавая русский язык.
Уделяла внимание Лидия Сейфуллина и библиотечной работе с детьми. В 1920 году в Челябинском педтехникуме она читала лекции по собственному курсу о детском чтении, методах привлечения ребят к книге. Не раз выезжала в столицу на учебу и совещания, была лично знакома с Надеждой Константиновной Крупской. На Всероссийском совещании по внешкольному образованию Сейфуллина говорила о необходимости создания детских библиотек. Лидия Николаевна является инициатором постановок в Челябинске спектаклей для детей, хотя в те годы в стране еще не было таких театров и детского репертуара. Об этом она писала в статье «О детском театре», опубликованной в «Советской правде» 18 сентября 1920 года. В конкурсе на лучшую детскую пьесу, приуроченном к «Неделе ребенка», произведение Сейфуллиной «Егоркина жизнь» получило первую премию. За короткий срок силами учащихся и педагогов ее поставили почти все городские школы.
Редколлегия журнала «Сибирские огни»: М. Басов, Ф. Березовский (стоит), Е. Ярославский, В. Правдухин, Л. Сейфуллина, Д. Тумаркин. 1922 г.
С 1 марта 1921 года Лидия Николаевна служила секретарем уполномоченного ВЦИК по улучшению жизни детей в Челябинском уезде. Не раз ей приходилось бывать в детском приемнике, который тогда размещался на территории Одигитриевского женского монастыря. Вот как описывала это в своих воспоминаниях внучка челябинского протоиерея Анна Неаполитанова: «Оборванные вшивые мальчишки бегали по всему монастырю, все ломали, крушили. Вскоре цветущий уголок превратился в грязную помойку. Сломали палисадники, вытоптали траву, оборвали ягодные кусты. То, что описано Сейфуллиной, — цветочки, а ягодки были почище.
Итак, беспризорники сделались хозяевами монастырского двора. У Сейфуллиной сказано, что они заглядывали во время богослужения в церковь и кричали: “Ленин, Троцкий, Совнарком!” Кабы только это! В первый же день они сорвали замок у чулана. Папа пошел объясняться. К нему вышел старшой. Он сказал: “Извините, товарищ доктор, мы не знали, что это ваш чулан. Думали, монашек. Больше этого не будет”. Этого больше не было, но появилось другое. Беспризорным лень было ходить в уборную на улицу, и они прудили у себя прямо на пол. У нас стал протекать потолок. Лились ручьи желтой душистой водички. И ничего с этим нельзя было поделать. Сейфуллина бывала у нас и видела, наверное, разводы на потолке, но об этом она не написала. Писала о том, что беспризорники бегали на базар, который находился за монастырской стеной».
Собрание сочинений Л. Н. Сейфуллиной. 1926–1927 гг.
В начале ноября 1921 года Лидия Николаевна вместе с мужем были откомандированы в город Новониколаевск (ныне Новосибирск), где супруг стал работать заведующим только что возникшего Сибгосиздата, а Лидия Николаевна — секретарем этого издательства. Здесь они приняли самое деятельное участие в создании одного из первых в стране литературно-художественных журналов — «Сибирские огни». В первом же его номере была напечатана повесть Сейфуллиной «Четыре главы», во втором — «Правонарушители», посвященная Тургоякской детской колонии. Данное произведение стало первым в стране о советских беспризорниках, позже к этой теме обращались многие писатели.
О своих политических взглядах Лидия Николаевна довольно откровенно написала в автобиографии, датированной 9 ноября 1921 года: «Наиболее приемлем для меня и глубоко интересует коммунистический анархизм, представляющий наиболее цельное завершение народничества. Историческую роль партии социалистов-революционеров считаю завершенной и в данное время ее тактики не понимаю, поэтому в бытность мою в Москве искала объединения анархистов, выработавших определенное практическое направление в данный момент. Наиболее жизненными показались мне анархо-синдикалисты, но и у них деятельность чисто теоретическая, беспочвенная. Поэтому я осталась вне партии».
Писательница Л. Н. Сейфуллина. 1928 г.
С выходом в свет первой книги Сейфуллиной «Перегной» (1923) ее пригласили работать в столичных журналах, и она покинула Сибирь, в том же году переехав с супругом в Москву. Центральным произведением в литературном наследии Лидии Николаевны стала повесть «Виринея» (1924), притча о «деревенской Кармен», как ее называли в 20-е годы прошлого века. По мотивам «Виринеи» была написана пьеса, поставленная во МХАТе, в театре им. Е. Б. Вахтангова и других, по ней же композитор С. М. Слонимский написал оперу, а кинорежиссер В. А. Фетин поставил художественный фильм, где роль главной героини сыграла Людмила Чурсина.
К 1925 году к Сейфуллиной пришла большая литературная слава, тогда же вышло первое собрание сочинений писательницы в трех томах, в 1926–1927 годах — пятитомное, в 1929–1931 годах — шеститомное. Но в начале 1930-х годов у нее наступил творческий кризис, который она сама называла «черным периодом». В 1934 году ее избирают членом правления Союза писателей СССР, а в журнале «Новый мир» выходит рассказ «Таня», где впервые в советской литературе была затронута тема репрессий. Страшным ударом для Лидии Николаевны стали арест и расстрел супруга в конце 1930-х годов.
Л. Н. Сейфуллина (сидит в центре) с командным составом 17-го стрелкового полка 32-й стрелковой дивизии. 1942 г.
В начале Великой Отечественной войны Сейфуллина просилась на фронт, но ее не пустили. 24 марта 1942 года в клубе Союза советских писателей состоялся вечер, посвященный 20-летию литературной деятельности писательницы. В том же году она добилась командировки на Западный фронт военным корреспондентом. В те суровые годы Лидия Николаевна пишет очерк о мальчике-партизане «Сережа Воронцов», затем повесть «На своей земле» о Лизе Чайкиной. Первой из литераторов она подняла тему героизма детей в трудное для страны время.
После войны Сейфуллина много работала с молодыми писателями, но ее собственные произведения уже почти не публиковались. Лидия Николаевна ушла из жизни 25 апреля 1954 года и была похоронена на Введенском кладбище в Москве.
В. Г. Демаков,
научный сотрудник
научно-исследовательского отдела
Государственного исторического музея
Южного Урала