Загрузка...

Весной этого года фонды Государственного исторического музея Южного Урала пополнились поистине уникальным даром — реликвиями, совершившими долгий путь из солнечного Неаполя. Центральным предметом коллекции стали изысканные дамские перчатки начала XX века, принадлежавшие семье легендарного неаполитанского певца Дженнаро Паскуариелло (1869–1958) — истинного символа «золотого века» итальянской песни.

Изготовленные из тончайшей лайковой кожи белоснежные перчатки, хранившиеся в семье знаменитой музыкальной династии Паскуариелло, представляют собой не только материальную, но и огромную культурную ценность.

Как итальянские перчатки попали на Южный Урал и кому они принадлежали? Об этом расскажет в своей научной публикации хранитель фондов сектора художественных коллекций и этнографии отдела фондохранения ГИМ ЮУ Ангелина Толчева.

Дамские лайковые перчатки, переданные в фонды ГИМ ЮУ

Весной этого года фонды Государственного исторического музея Южного Урала пополнились поистине уникальным даром — реликвиями, совершившими долгий путь из солнечного Неаполя. Эти предметы, хранившиеся в семье знаменитой музыкальной династии Паскуариелло, представляют собой не только материальную, но и огромную культурную ценность.

Центральным предметом коллекции стали изысканные дамские перчатки начала XX века, принадлежавшие семье легендарного неаполитанского певца Дженнаро Паскуариелло (1869–1958) — истинного символа «золотого века» итальянской песни (рис. 1). Его неповторимый стиль, в котором утонченный лиризм сочетался с пронзительным драматизмом, оказал влияние на целую плеяду артистов, включая таких мастеров, как Марио Мерола (рис. 2) и Роберто Муоло (рис. 3).

Роберто Муоло. Фото из открытых источников

Путь к славе для сына неаполитанского портного начался в 13 лет, когда юный Дженнаро, оставив учебу в Институте изящных искусств, впервые вышел на сцену. Уже к 18 годам он подписал первый профессиональный контракт, а его чистый, завораживающий голос покорил всех ценителей музыки 1.

Паскуариелло не просто исполнял песни — он был их соавтором и вдохновителем. Именно благодаря ему неаполитанская баллада O surdato ‘nnammurato (1915) обрела мировую известность. Его сотрудничество с ведущими поэтами и композиторами эпохи — от братьев Де Куртис до Либеро Бовио — стало важной главой в истории итальянской музыки.

Несмотря на успех, последние годы жизни Паскуариелло были омрачены финансовыми проблемами. Послевоенная инфляция уничтожила его сбережения, и он вынужден был жить на скромные пособия от SIAE (Итальянского общества авторов и издателей) и поддержку государства. Тем не менее, до самой смерти он оставался уважаемой фигурой в культурной среде Неаполя. Сегодня имя Дженнаро Паскуариелло носит одна из улиц города, а его записи хранятся в архивах Неаполитанской консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла. Его творчество продолжает звучать в исполнении современных певцов, доказывая, что подлинное искусство не подвластно времени.

Музыкальная династия продолжилась в лице его сына Марио, ставшего известным дирижером. А белоснежные лайковые перчатки его невестки, переданные дочери Глории преподавателю классических языков, превратились в трогательную семейную реликвию. В 2018 году судьба свела Глорию Паскуариелло с челябинкой Светланой Алексеевной Ружковской, что позволило этим уникальным аксессуарам эдвардианской эпохи обрести новый дом в нашем музее.

1. Gennaro Pasquariello [Электронный ресурс]. URL: https://it.wikipedia.org (дата обращения: 05.05.2025).

Дамская лайковая перчатка, переданная в фонды ГИМЮУ (фрагмент)
Дамские лайковые перчатки, переданные в фонды ГИМЮУ

Эти перчатки — прекрасный образец моды начала XX века, когда подобные аксессуары были обязательным атрибутом светской дамы. Их носили на светских приемах, в театрах, на балах и во время прогулок. Перчатки не только защищали руки от холода, но и подчеркивали социальный статус дамы, ее утонченность и следование моде (рис. 6).

Длина перчаток варьировалась: от классических «до локтя» до роскошных «оперных», закрывающих руку почти до плеча[i]. Последние особенно ценились в высшем обществе, так как требовали идеальной посадки и дорогих материалов (рис. 7).

Изготовленные из тончайшей лайковой кожи (наиболее престижного материала того времени), перчатки демонстрируют высочайшее качество работы итальянских мастеров. В их строгих линиях читается весь стиль эпохи — от S-образных силуэтов эдвардианской моды до более сдержанных форм 1910-х годов[ii].

Сегодня, когда подобные предметы становятся редкими музейными экспонатами и желанными лотами на аукционах, появление этой семейной реликвии в Челябинске — настоящее событие. Оно не только обогащает музейную коллекцию, но и создает удивительную культурную связь между Уралом и Неаполем, между прошлым и настоящим.

[i] Перчатки в дамском гардеробе XIX — начала XX вв. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-138229765_1325 (дата обращения: 05.05.2025).

[ii] Вещь с историей: перчатки в собрании Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» [Электронный ресурс]. URL: https://ulzapovednik.ru (дата обращения: 04.05.2025).

Мода 1900-х гг. Журнал «Модный вестник». Вып. № 1, 1908 г.

Другие статьи

Все статьи