Военные конфликты между Русским царством (с 1721 года Российской империей) и Османской империей охватывают период с 1568 по 1918 годы. Войны шли за контроль над Причерноморьем и Кавказом, за свободу судоходства на Черном море и на его проливах, за права христиан на территории Османской империи. За 351 год Россия и Турция воевали 12 раз в течении 69 лет. В среднем одну русско-турецкую войну от другой отделяло всего 25 лет.
В фонде фалеристики Государственного исторического музея Южного Урала хранятся настольные медали, посвященные событиям четырех русско-турецких конфликтов: 1686–1700, 1735–1739, 1828–1829 и 1877–1878 годов.
Первая по хронологии — медаль «На Карловицкий мир», отражающая заключительный этап Русско-турецкой войны 1686–1700 годов.
Предмет поступил в фонды музея в феврале 1975 года в составе коллекции нумизматики, бонистики и фалеристики Челябинского коллекционера Анатолия Петровича Афанасьева.
Штемпели медали «На Карловицкий мир» выполнены нюрнбергскими медальерами Георгом Хаутчем и Фридрихом Нюрнбергом в 1700 году по заказу Петра I. Медаль чеканилась из серебра и вручалась русским и иностранным военным, сановникам и дипломатам как свидетельство победы России.
Оригинальные штемпели медали быстро пришли в негодность, так как технология того времени позволяла отчеканить одним комплектом форм только до пяти сотен изделий. Интерес же к медали остался, поэтому штемпели неоднократно повторялись: в первые годы по заказу Петра I, позднее — по заказу коллекционеров. Ранние копии выполнены медальерами Иоганном Кеттелем, Иваном Козминым и Самойло Юдиным, поздние — Филиппом Гассом и Александром Лялиным. Копийные изделия чеканились из серебра, оловянных и медных сплавов.
Экземпляр медали из музейных фондов датируется второй половиной ХVIII века. Отчеканен на Санкт-Петербургском монетном дворе. Автор копийных штемпелей — Иван Козмин — медальер Санкт-Петербургского монетного двора с 1733 по 1740-е годы.
На аверсе медали — профильный портрет императора Петра I в доспехах, мантии и лавровом венке. На обрезе плеча — инициалы «I К» (Иван Козмин). По окружности — надпись: «PETRVS * ALEXEEWITZ * M * D * TZAR * M * D * MOSCOV *» (Петр Алексеевич Великий Князь, Царь, Великий Князь Московии).
На реверсе — Петр I, передающий свиток коленопреклоненной женщине в цепях, олицетворяющей Азов. Между ними — аллегория мира — женская фигура с рогом изобилия. В левой части поля — вооруженный воин. По окружности — надпись: «QVA VICIT • VICTOS • PROTEGIT • ILLE • MANV. CLAVD.» (Той же рукой, какой победил, защищает побежденных. Клавдий.). Под обрезом изображения — надпись в три строки: «VICTA • ASOF • MOCHIS • 1696 / FACTA • CONCESSAQVE • / PACE * 1700 •» (Азов покорен московитами в 1696, при том, что мир заключен и утвержден в 1700).
Следующая медаль посвящена заключению мира с Турцией по окончанию Русско-турецкой войны 1735–1739 годов.
Предмет поступил в фонды музея в феврале 1975 года в составе коллекции А. П. Афанасьева.
Традицию пользоваться услугами европейских мастеров продолжила императрица Анна Иоановна. В 1735 году в Санкт-Петербург приезжает швейцарский медальер Иоганн Гедлингер, где за недолгий период создает ряд медальерных работ, в числе которых — медаль «Мир с Турцией».
В целом война 1735–1739 годов не была для России успешной, поэтому медаль в память Белградского мира не имела большого круга одариваемых. Однако, как коллекционный экземпляр она была востребована, соответственно появлялись копийные штемпели: известна работа последней четверти ХVIII века мастера Самойлы Юдина и копия середины ХIХ века — Роберта Ганнемана.
Автор копии, представленной в музейных фондах, — Самойло Юдин, медальер Санкт-Петербургского монетного двора с 1741 по 1800 годы.
В центре аверса — поясной портрет императрицы Анны Иоановны в короне и мантии, под портретом — подпись: «С • ЮДИНЪ • F •» (С. Юдин исполнил). По окружности поля — надпись: «Б • М • АННА IМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОСС •».
В центре реверса — орел, держащий в клюве лавровый венок и попирающий турецкие трофеи. По верхнему краю поля — надпись: «СЛАВА IMПЕРIИ», под обрезом изображения — прямая надпись в две строки: «МИР • С ТУРК • ВОЗСТА • / • 7 • СЕНТ • 1739 •». На обрезе изображения слева — подпись: «С • Ю • F •» (С. Юдин исполнил).
Гордостью музейной коллекции фалеристики являются настольные медали в память событий Русско-турецкой войны 1828–1829 годов.
Через шесть лет после подписания Адрианопольского мирного договора император Николай I обратился к медальеру графу Федору Петровичу Толстому с заказом на изготовление серии медалей в память событий победоносной войны. С 1837 по 1839 годы по рисункам и восковым слепкам Ф. П. Толстого медальерами Александром Лялиным и Алексеем Клепиковым были вырезаны штемпели к этим медалям.
В фондах музея хранится пять медалей серии «Русско-турецкая война 1828–1829 гг.». Четыре из них переданы в 1938 году Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР, последняя — пятая поступила в августе 1983 года от Г. Ф. Лазерева, заместителя управляющего треста «Южуралглавснаб».
Изделия отчеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе, в бронзе, диаметром 65 мм.
На аверсах всех медалей изображен герб Российской империи в лавровом венке, перевитым лентой. Под гербом — подпись медальера: «Р. А. КЛЕПИКОВЪ 1837.» (Резал А. Клепиков 1837).
Реверсы медалей сюжетные.
Медаль «Переход через Дунай. 1828 г.»
На реверсе изображен русский воин с мечом, щитом и хоругвью. Воин стоит на корме ладьи, управляемой старцем. На хоругви — увенчанный короной двуглавый орел, на груди орла — геральдический щит с вензелем Николая I. По верхнему краю медали — надпись полукругом: «ПЕРЕХОДЪ ЧРЕЗЪ ДУНАЙ». У нижнего края поля — дата, обозначающая год события: «1828».
Под линией обреза изображения — подпись: «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА Ф. ТОЛСТАГО / РѢЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1837.».
Медаль «Сдача Браилова, Варны и других крепостей. 1828 г.»
На реверсе изображен русский воин, принимающий от коленопреклоненных турок ключи от крепостей. По верхнему краю поля — надпись: «ЗДАЧА КРѢПОСТЕЙ БРАИЛОВА ВАРНЫ И ДРУГИХЪ». У нижнего края поля — дата, обозначающая год события: «1828». Под линией обреза изображения — подпись: «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ѲЕОДОРА ТОЛСТАГО / РѢЗАЛЪ А. КЛЕПИКОВЪ. 1838.»
Медаль «Полный разгром двух корпусов турецкой армии. 1829 г.»
На реверсе изображен русский воин, одной рукой забирающий у павшего на колени турка знамя с изображением полумесяца и звезды, второй рукой наносящий удар мечом припавшему на колено и прикрывающемуся щитом турецкому воину с ятаганом в руке. На земле видны брошенные бунчуки, оружие и знамя. По верхнему краю медали — надпись: «СОВЕРШЕННОЕ РАЗБИТIЕ ДВУХЪ КОРПУСОВЪ ТУРЕЦКОИ АРМIИ». У нижнего края поля — дата, обозначающая год события: «1829».
Под линией обреза изображения — подпись: «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА Ф. ТОЛСТАГО / РѢЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839.».
Медаль «Занятие Адрианополя. 1829 г.»
На реверсе изображен опирающийся на щит русский воин со знаменем в левой руке. В правой руке воина — опущенный меч. Слева на земле на турецких знаменах сидит двуглавый орел, увенчанный императорской короной; справа на земле — турецкие знамена, оружие и щит с надписью «АДРIАНОПОЛЬ». На втором плане изображены горные вершины и крепостные стены турецкого города. По верхнему краю поля — надпись: «ЗАНЯТIЕ АДРIАНОПОЛЯ». У нижнего края поля — дата, обозначающая год события: «1829».
Под линией обреза изображения — подпись: «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА Ф. ТОЛСТАГО / РѢЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1838.».
Медаль «Занятие Эрзерума. 1829».
На реверсе изображен русский воин, стоящий одной ногой на поверженном неприятельском знамени. В опущенной правой руке — меч, в левой руке — хоругвь, водруженная на кубической формы камень с надписью «АРЗЕРУМЪ». На хоругви — вензель Николая I. На камне сидит двуглавый орел, раскинувший крылья. Над головами орла — императорская корона, на груди — щит с изображением святого Георгия Победоносца. Справа и слева на земле разбросаны турецкие доспехи и оружие. По верхнему краю поля — надпись: «ЗАНЯТIЕ АРЗЕРУМА», у нижнего края — дата, обозначающая год события: «1829».
Под линией обреза изображения — подпись в две строки: «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ѲЕОДОРА ТОЛСТАГО / РѢЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ 1839.».
Следующий предмет тематической подборки — медаль «Объявление войны Турции». Передана в фонды музея Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР в 1938 году.
Это десятая медаль серии из одиннадцати настольных медалей, посвященных Русско-турецкой войне 1828–1829 годов. Серия создана в берлинской медальерной мастерской Д. Лооса в конце 1829 — начале 1830-х годов медальерами Генрихом Губе и Карлом Пфойффером. Известны экземпляры в серебре и медных сплавах.
На аверсе медали — профильный портрет императора Николая I. По окружности — надпись: «НИКОЛАЙ Iй ИМПЕРАТОРЪ ВСЕРОССÏЙСКÏЙ». По нижнему краю — подпись: «Г. ЛООСЪ СОЧИНИЛЪ».
На реверсе — изображение Николая I в доспехах и плаще и женщины в свободных одеждах — аллегории России. Левой рукой она протягивает меч императору, правой рукой с крестом благословляет его. Внизу между фигурами — рыцарский шлем. По окружности — надпись: «ПРЕПОЯШИ МЕЧЪ ТВОЙ ПО БЕДРѢ, ТВОЕЙ СИЛЬНЕ» (Псалтирь, 44:4). В нижней части медали — надпись: «ОБЪЯВЛ. ВОИН. 14 АПР. 1928». По нижнему краю — подпись: «ГУБЕ СДѢЛАЛЪ».
Завершает подборку на тему русско-турецких конфликтов медаль «В память открытия памятника, отлитого из турецких орудий».
Предмет поступил в фонды музея в феврале 1975 года в составе коллекции А. П. Афанасьева.
Колонна Славы была воздвигнута в Санкт-Петербурге в 1886 году в честь подвигов русских войск, победивших в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. В этом же году отчеканена медаль в память этого события.
Авторы изделия — медальеры Санкт-Петербургского монетного двора отец и сын Авенир и Авраам Грилихесы.
На аверсе медали в венке из лавровых и дубовых ветвей — бюсты императоров Александра III и Александра II, расположенные друг за другом. По окружности — надпись: «Б. М. ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ III ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II». На венке на ближайших к банту листьях — инициалы: «А. Г.» (Авраам Грилихес).
На реверсе — Колонна Славы, воздвигнутая из 128 трофейных турецких пушек, смонтированных в шесть ярусов друг над другом и увенчанных скульптурой — аллегорией Победы. По сторонам от монумента — четырехстрочные надписи: «ДОБЛЕСТЯМЪ / РОССIЙСКИХЪ ВОЙСКЪ / ВЪ ТУРЕЦКУЮ ВОЙНУ / 1877–1878 Г.» и «ПАМЯТНИКЪ / ИЗЪ ТУРЕЦКИХЪ ОРУДIЙ / СООРУЖЕНЪ ВЪ / 1885–1886 Г.». По верхнему краю — надпись: «ПОВЕЛѢHIЕМЪ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III.». Справа на линии обреза изображения — подпись: «АВЕНИРЪ ГРИЛИХЕСЪ Р. (Авенир Грилихес резал).
Литература:
1. Одноралов, Н. В. Техника медальерного искусства / Н. В. Одноралов. М. : Изобразительное искусство, 1983.
2. Косарева, А. В. Искусство медали / А. В. Косарева. М.: Просвещение, 1977.
3. Щукина Е. С. Медальерное искусство в России XVIII века / Е. С. Щукина. Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.
4. Предметы искусства и коллекционирования // Антиквариат. 2006. Сент. № 9 (40). М. : ЛК Пресс, 2006.