21 октября в Государственном историческом музее Южного Урала открылась выставка «Русская книга», на которой можно увидеть более 30 книг (в том числе старопечатных и рукописных). Самая старая из них — «Цветная триодь», отпечатанная на Московском печатном дворе в 1620–1621 гг. Среди экспонатов — первый в истории России свод правовых норм, прижизненное издание «Истории Пугачевского бунта» Александра Пушкина и множество других интереснейших образцов печатного слова. Фонд книги нашего музея хранит множество уникальных изданий, в том числе и советского периода. Об одном из них и пойдет речь в статье.
Альбом «Индустрия социализма» — одно из выдающихся творений великого конструктора книги ХХ столетия Лазаря Мордуховича Лисицкого, известного во всём мире под именем Эль Лисицкий. Издан альбом в 1935 году. Он не предназначался для широкого круга читателей и печатался в ограниченном количестве экземпляров. Особая, подарочная часть тиража имела кожаный с тиснением переплёт. У основного же тиража переплёт был отделан тканью. Именно такой переплёт у экземпляра из коллекции нашего музея. Но даже такой, «обычный», переплёт поражает воображение.
Это чрезвычайно помпезное и эффектное издание. На верхней крышке барельеф в виде скруглённой металлической рамки с заклёпками, напоминающей рисунок иллюминатора самолета или окно в дверце автомобиля, в рамке — изображение сталевара и работницы. Издание состоит из семи выпусков, каждый из которых посвящён отдельной теме: «Новое лицо СССР», «Большевики разбудили естественные богатства страны», «Машиностроение — ключ реконструкции», «Вперёд и выше!», «Мужика — на трактор, СССР — на автомобиль», «…Это живые люди, это мы с вами», «Тяжёлая индустрия СССР». Эль Лисицкий, оформивший также ряд выпусков журнала «СССР на стройке», был автором художественного построения и дизайна альбома. В альбоме использованы фотографии М. Альперта, Г. Петрусова, М. Прехнера, А. Шайхета и др., а также фотографии Союзфото, из архивов изданий «Правда», «За индустриализацию», «СССР на стройке», «Строим», Изогиза и архивов предприятий тяжёлой промышленности.
Безусловно, этот альбом интересен как иллюстрация советской эпохи, но, в первую очередь, обладает большим художественным значением, прежде всего потому, что являет собой определенный и очень важный этап в истории русского и советского книжного искусства. В 1934-м вышли эпохальные для советского книжного искусства «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», «Советские субтропики» Эль Лисицкого, «10 лет Узбекистана» Александра Родченко и Варвары Степановой, образец политической пропаганды «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». А годом раньше были напечатаны альбомы «СССР строит социализм» того же Лисицкого и «Итоги первой пятилетки» в оформлении Б. Титова. Именно с этих книг начинается период шедевров «сталинского» книжного дизайна.
Этот альбом является примером так называемой сталинской парадной книги 1930-х годов, носившей пропагандистский характер. Поскольку фотография обладала качеством реального документа, то, как нельзя лучше подходила для того, чтобы стать главным инструментом пропаганды социалистического строительства. Фотоальбомы, книги, фиксирующие победы и достижения советского государства, являлись одним из направлений работы советских издательств, поскольку фотокнига была той формой, которая наиболее наглядно подавала подобные материалы. Книгу можно назвать если не самым массовым, то самым вещественным и материальным документом. Здесь следует отметить, что такие парадные издания адресовались не обычным трудовым людям, а советской элите. И одной из главных задач этих книг была борьба за поддержку политики СССР интеллигенцией и рабочими запада, за симпатии к советской стране. И отсюда возникает вопрос: советский образ жизни — миф или реальность? Это и миф, и реальность. Но реальность воображаемая, зафиксированная художественными средствами. В данном случае с помощью фотографии.
Если пролистать страницы выпусков, что мы увидим? Картины новой счастливой жизни — победа пролетариата во всемирной революции, наступление нового времени, строительство коммунизма в отдельно взятом государстве, где новое общество, новый человек — дети, юношество, рабочие, герои спорта, войны и труда, живут в новых квартирах, прекрасных городах, отдыхают на курортах Кавказа, где гигантскими темпами развиваются все области народного хозяйства — социальная сфера, промышленность, транспорт, наука, искусство, сельское хозяйство. Таким образом, создавалась так называемая советская мифология. И фотография была одним из способов её создания. В тридцатые годы фотография и живописное полотно менялись местами, иногда они настолько соединялись, что трудно было понять, где картина, а где отретушированная и подкрашенная цветная фотография. Часто фотографии и репродукции живописи помещались на одном развороте, чтобы сделать книгу более художественной и значительной. Это только один из приёмов, которые использовались при создании подобных изданий.
Для фотокниг того времени был характерен целый ряд приёмов, которые можно наблюдать и у этого альбома, как и журнал «СССР на стройке», оформленного в стиле конструктивизма, начиная с обложек с цветным барельефом. Полиграфическая конструкция альбома чрезвычайно сложна. Очень широко использовался фотомонтаж, раскладывающиеся листы разного формата, отличного от формата книги, тетради-буклеты, вклейки с текстом. Или вшитые тетради, как, например, в первом выпуске, в котором имеется небольшого формата брошюра с отчетным докладом наркома тяжелой промышленности тов. С. Орджоникидзе. Широко использовались средства документального или игрового кино. Это как будто сборник документальных фильмов. Уже в первом выпуске мы видим вырубку с закруглёнными углами в виде киноэкрана. На экране слева — портрет Сталина, справа — Ленина. При перелистывании один портрет превращается в фигуру, а другой как будто нависает над зрителями в зале кинотеатра. На страницах полностью отсутствуют поля, что при перелистывании создает иллюзию смены кадров в документальном фильме.
Или, например, сюжет «работница у туалетного столика» в шестом выпуске, на котором изображена женщина, сидящая на венском стуле у туалетного столика и рассматривающая себя в зеркало. Сам по себе он сильно выделяется из общей производственной стилистики издания индивидуальностью образа женщины, нарушает галерею портретов людей-машин, «портретов производства». В коллажный приём оформления полосы с традиционным фотомонтажом включена вырубка, сделанная по абрису спины женщины, а с оборота листа подклеен кусок голубого ситца, так что сама вырубка как бы заполнена тканью. Интересно, что на следующем развороте помещены фотографии текстильного комбината. Ещё интересная деталь — приём профильного портрета. В листе с названием «Металлурги у товарищей Сталина, Молотова и Орджоникидзе» во второй тетради текст в центре полосы образует профильный портрет Сталина. Он смотрится белым силуэтом на тёмном фоне наборной полосы, состоящей из объёмных букв. На листах, прикрывающих клапан, помещены портреты Ленина и Сталина. В раскрытом виде эти листы образуют разворот, на котором вожди смотрят друг на друга.
Изобразительный материал фотоальбома очень разнообразен и включает огромное количество фотоиллюстраций, фотомонтажей, диаграммы на кальке, серию литографий П. Н. Староносова с портретами героев труда, репродукции советской живописи, схемы, карты. Каждая тема издания выделена цветом — сепия, синий, черный зеленый, некоторые страницы как будто залиты прозрачной охрой, что создает эффект твердой, лакированной, небумажной поверхности. При создании книги использовались все возможные для того времени способы печати и материалы: бумага, картон, кожа, ткань, калька, металл и т. д. В выходных данных указано девять московских типографий, принявших участие в создании этого фотоальбома.
Можно сказать, что вся конструкция альбома, от переплета и до самих выпусков, подчинена общей идее и говорит о триумфе советской не только тяжелой, но и полиграфической промышленности.
О. Н. Василенко,
хранитель фонда книг