Загрузка...

Челябинский Одигитриевский женский монастырь, основанный в середине XIX века и возрожденный в 2015 году, представляет собой уникальный духовный и культурный центр Южного Урала. Особое место в его деятельности занимает иконописная мастерская, где сохраняются и развиваются традиции канонической иконописи, восходящие к древнерусским образцам. Иконописание в монастыре не является ремеслом, но составляет часть молитвенной практики и духовного служения сестер.

Челябинский Одигитриевский женский монастырь (илл. 1) был старейшим в Оренбургской епархии. Идея создания женского монастыря принадлежала Анне Максимовне Полежаевой (в монашестве Агния, первая игуменья монастыря). Ее поддержали Оренбургская духовная консистория и Челябинская городская дума. Анна Полежаева начала свою деятельность по организации в Челябинске женского монастыря в 1848 году. Двадцать третьего февраля 1854 года Николай I по докладу Святейшего синода утвердил в Челябинске женскую общину под названием «Одигитриевская». В феврале 1861 года община была преобразована в монастырь (располагался в районе Челябинска, где сейчас находится областная администрация и гостиница «Южный Урал», — пересечение улицы Цвиллинга и проспекта Ленина).

В 1860 году в четырех верстах от города монастырю было отведено от казны 50 десятин казачьей земли, где устроена монастырская заимка (илл. 2). Ныне это территория сада «Плодушка» в Ленинском районе Челябинска. В 1861 году на монастырской заимке началось строительство храма во имя святителя Николая, который был освящен в мае 1864 года.

При игуменье Рафаиле (илл. 3), третьей по счету настоятельнице монастыря (1879–1908), обитель вступила в пору своего расцвета. За это время монастырь успел отстроиться тремя каменными церквами, при нем были открыты монастырская школа и приют, различные мастерские: иконописная, золотошвейная, белошвейная, переплетная и другие. О духовной значимости монастыря говорят святыни, которые появились в нем за этот короткий срок: в 1881 году с Афона перенесена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери, в 1902 году митрополит Киевский и Печерский Феогност преподнес в дар обители мощи святого Симеона и мученика Кукши, в 1903 году из Киево-Печерской лавры доставлена точная копия чудотворной иконы Успения Божией Матери. На 1915 год в обители находились 363 монахини и послушницы.

Особенной заботой игуменьи Рафаилы было обучение сестер иконописи. Дело шло успешно, и в скором времени был достигнут положительный результат. Для живописных трудов потребовалось особое помещение. В связи с этим был выстроен большой двухэтажный полукаменный флигель (илл. 4), во втором этаже которого устроена иконописная мастерская. В 1915 году в иконописной мастерской («живописное отделение», по отчету 1915 года) трудились десять человек и еще восемь человек обучались рисованию.

Благодаря сохранившимся воспоминаниям о монастыре протоиерея Леонида Туркевича (илл. 5), участника Поместного собора Православной российской церкви, настоятеля Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, который, совершая долгий путь домой в Нью-Йорк из Москвы через Сибирь и Дальний Восток, остановился в Челябинске в гостинице Одигитриевского женского монастыря и провел в нем около двух месяцев, с 25 февраля по 14 апреля 1918 года, мы можем представить себе работу в монастырских мастерских, которые посетил отец Леонид: «Иконописная посещена была уже в сопровождении матушки игумении Анастасии. Комната очень большая в верхнем этаже; светлая. Много мольбертов стоит. На стенке очень красивая (недоконченная) икона-картина — Воскрешение Спасителем дочери Иаира. Это эскиз умершей в молодости сестры матушки игумении. Образ святителя Николая на золотом фоне вполне закончен; красив; краски сочны; колоритно. Многие эскизы на стенах. Целая мастерская, самая настоящая. Я был в восторге. Боже! Это целый мир!»

В иконописном деле сестры Одигитриевского монастыря достигли определенных высот. Иконы, написанные в монастыре (таковые сегодня имеются в Государственном историческом музее Южного Урала, в Курганском художественном музее, в храмах и частных коллекциях), отличали как правильный рисунок, так и монументальность образов. Можно говорить об особом иконописном стиле, характерном для Челябинского Одигитриевского монастыря конца XIX — начала XX века. По свидетельству современников, написанные в монастыре иконы пользовались большим спросом. Сохранилось их не так много, хотя во времена дореволюционного Одигитриевского монастыря сестры писали иконы практически для всех соседних епархий.

В экспозиции Курганского художественного музея имеется икона Святых Иоакима и Анны, родителей Пречистой Девы Марии. На обороте иконы читается надпись: «Иждивением … Шадрина написана в Челяб. Монастыре». На другой иконе, «Собор Архистратига Михаила» (илл. 6.), также читается надпись: «Иждивением Алексея и Никиты Горбунова написана в Челяб. Монастыре, 1893 г.». Исследования показали, что в свое время эти иконы находились в церкви села Костылево — они были заказаны для храма прихожанами в Челябинском Одигитриевском монастыре. Сотрудница Курганского художественного музея Г. В. Максимова сообщает об еще одной созданной в монастыре иконе («Св. целителей Пантелеимона, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна»): «Нежные лики написаны тщательно, лессированными мазками, подробно проработаны волосы, складки одежды, кисти пояса, орнамент на кайме, застежка-фибула у Иоанна…» Написанные в обители иконы отличались высоким мастерством.

Известно также, что одна из написанных сестрами Одигитриевского монастыря икон была передана из Курганского музея в храм села Житниково, а другая, стилистически близкая ей, находится в Курганском Александро-Невском соборе.

Написанные сестрами иконы были обнаружены и в Челябинске. Так, в одной из частных коллекций города находится написанная в монастыре икона святителя Василия Великого (илл. 7). А в фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится небольшая круглая икона «Воскресение Христово», выполненная на ткани. На обороте иконы читается надпись: «Челяб. Одигитр. Монастырь. 1918 г.» (илл. 8).

В самом монастыре сейчас хранится икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», написанная сестрами обители и переданная в дар протоиерею Владимиру Никольскому 26 марта 1911 года в честь его 50-летнего священнического служения (илл. 9).

Значительная часть жизни протоиерея Владимира Никольского (1837 — 30.01.1912) связана с Одигитриевским женским монастырем. Тридцатого апреля 1884 года Владимир Никольский был назначен настоятелем Одигитриевской церкви Челябинского Одигитриевского женского монастыря. Десятого июня 1907 года епископом Оренбургским и Уральским Иоакимом возведен в сан протоиерея. Настоятелем Одигитриевского храма отец Владимир оставался в течение 27 лет. Владимир Никольский преподавал в церковно-приходской школе при монастыре, вел активную общественную работу, неоднократно избирался на церковно-общественные должности, был отмечен множеством наград. Среди них как чисто церковные (набедренник, скуфья, камилавка, наперсный крест, благословение Священного синода и признательность епархиального начальства), так и светские: орден Святой Анны III степени и медаль «В память царствования императора Александра III».

После 1917 года начались трагические страницы в истории Челябинского Одигитриевского женского монастыря (илл. 10). Через месяц после установления советской власти в Челябинске на заседании губревкома был поднят вопрос о судьбе монастыря. Пытаясь спасти его от ликвидации, монахини объявили Одигитриевский монастырь трудовой демократической артелью. Однако предложенный вариант новую власть не устроил. Монахини были обвинены в контрреволюционном заговоре, и в ночь на 23 марта 1921 года часть из них вместе с игуменьей Анастасией подверглись аресту. Оставшиеся, кроме престарелых, были направлены в концентрационный лагерь. Челябинский Одигитриевский женский монастырь прекратил свое существование постановлением президиума Челябинского губисполкома от 23 марта 1921 года. Впоследствии все монастырские строения были снесены, кроме храма на монастырской Никольской заимке, который был приспособлен под светское учреждение. Монастырская заимка передана советскому плодовоовощному товариществу.

Икона «Одигитрия», подаренная сестрами обители своему пастырю отцу Владимиру Никольскому, сохранилась в советские годы и была тесно связана с духовной жизнью монахинь и послушниц во время гонений на Церковь. В советское время (вплоть до 1970-х годов) многие послушницы и монахини Одигитриевского монастыря собирались 10 августа за богослужением в челябинском храме святого Симеона Верхотурского. В этот день Церковь чтит икону Божией Матери «Одигитрия», когда-то эта дата была престольным праздником Одигитриевского женского монастыря. Сестры разрушенной обители молились перед этим образом, который хранился у них как память о монастыре, впоследствии они передали икону в собор и оттуда уже икона «Одигитрия» вернулась в возрожденную обитель.

В 1996 году единственное сохранившееся от монастыря здание было передано епархии. Ныне это храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (илл. 11). Двадцать второго октября 2015 года Священный синод учредил в Челябинске Одигитриевский женский монастырь. Двадцать пятого октября того же года митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим возвел в сан игуменьи монахиню Евсевию (Лобанову).

Продолжая традиции дореволюционного монастыря, сестры открыли иконописную мастерскую и занялись возрождением канонической иконописи.

Иконы пишутся по древним церковным канонам и технологиям, которые использовали иконописцы школы Андрея Рублева. В течение нескольких лет монахини проходили стажировку в иконописной школе Московской духовной академии при Троице-Сергиевой лавре. Некоторые сестры до прихода в монастырь не умели рисовать и по благословению игуменьи обучались в монастыре иконописи у старших сестер. Рисунок на иконной доске начинается с линий. Сестры учатся рисовать по «прорисям», чтобы линии на иконе были красивые и уверенные. Прорисью называется контурный рисунок образа (илл. 12). Сестры используют для наглядного примера копии фрагментов с древних икон, которые хранятся в Эрмитаже и Третьяковской галерее.

Для изготовления икон используются только натуральные материалы, чтобы новая икона, подобно древним образцам, прослужила несколько сотен лет. На Руси доски для икон делали из липы, так как эта древесина легко переносит колебания влажности, температуры и не выделяет смолу. Доску просушивают, затем на нее наклеивают паволоку и покрывают натуральным левкасом.

Краски изготавливают на основе натуральных, перетертых вручную минералов и полудрагоценных камней (лазурит, малахит, киноварь, охры и т. д.) с добавлением яичного желтка (илл. 13). Фон и некоторые элементы иконы украшаются сусальным золотом (илл. 14). Готовая икона покрывается защитным слоем олифы.

Первый образ, написанный игуменьей Евсевией с сестрами в Челябинске, — икона Божией Матери «Одигитрия» (илл. 15).

В 2015 году в иконописной мастерской Одигитриевского монастыря был написан образ праздника Рождества Христова (илл. 16). За образец выбрана икона ученика Андрея Рублева XV века. Чтобы икона была наиболее приближена к оригиналу, сестры постоянно имели перед глазами фрагменты из музейных иконописных фондов Свято-Троицкой Сергиевой лавры (илл. 17). При написании иконы использованы натуральные краски, изготовленные по правилам древней школы иконописи из перетертых камней с добавлением яичного желтка.

Иконопись в монастыре понимается как «богословие в красках», где каждый элемент имеет глубокий духовный смысл. Сестры подчеркивают, что икона, написанная по древнему канону, призвана передавать молитвенное состояние и способствовать созданию соответствующего настроя у верующих. Иконописные традиции Челябинского Одигитриевского женского монастыря представляют собой пример восстановления исторического наследия на основе духовных и технологических принципов иконописания.

Подписи под иллюстрациями

  1. Вид на Челябинский Одигитриевский женский монастырь с улицы Большой (ныне ул. Цвиллинга). Начало ХХ в. Государственный исторический музей Южного Урала
  2. Никольская заимка Челябинского Одигитриевского женского монастыря. Монахини и послушницы у Никольской церкви. Начало ХХ в. Российский государственный исторический архив
  3. Рафаила. Конец XIX в.
  4. На территории Челябинского Одигитриевского женского монастыря. Начало ХХ в. Государственный исторический музей Южного Урала
  5. Протоиерей Леонид Туркевич (фото из книги: Туркевич Леонид, протоиерей (митрополит Леонтий). Дневники и записные книжки периода Поместного Собора 1917–1918 гг. / под ред. А. И. Мраморнова. Публикация священника Евгения Агеева, А. И. Мраморнова. М. ; Старая Потловка Пенз. обл. : Спасское дело, 2024. С. 32)
  6. Икона «Собор архангела Михаила». 1893 г. Написана в Челябинском Одигитриевском женском монастыре. Курганский художественный музей
  7. Икона «Святой преподобный Василий Великий». Конец XIX в. Челябинск, частная коллекция
  8. Икона на ткани «Воскресение Христово». 1918 г. Государственный исторический музей Южного Урала
  9. Икона «Одигитрия». 1911 г. Написана и хранится в Челябинском Одигитриевском женском монастыре
  10. Разрушение Вознесенской церкви Челябинского Одигитриевского женского монастыря. Конец 1930-х гг. Государственный исторический музей Южного Урала
  11. Челябинский Одигитриевский женский монастырь. Храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Челябинска. 2015 г.
  12. Прорись Спас Нерукотворный. 2015 г. Челябинский Одигитриевский женский монастырь.
  13. Челябинский Одигитриевский женский монастырь. Приготовление красок. 2015 г.
  14. Иконописная мастерская монастыря. Украшение иконы великомученика Георгия Победоносца сусальным золотом. 2015 г.
  15. Икона «Одигитрия». 2015 г. Написана и хранится в Челябинском Одигитриевском женском монастыре
  16. Икона «Рождество Христово». 2015 г. Написана и хранится в Челябинском Одигитриевском женском монастыре
  17. Игуменья монастыря в иконописной мастерской с иконой «Рождество Христово» и фрагментом иконы из лавры. 2015 г. Челябинский Одигитриевский женский монастырь

Другие статьи

Все статьи