В 2024 году исполнилось 145 лет со дня рождения уральского писателя П. П. Бажова. В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранятся предметы, посвященные его сказам.
Павел Петрович Бажов родился 15(27) января 1879 года в поселке Сысертский завод (близ Екатеринбурга). Его отец работал на горных заводах, мать вела домашнее хозяйство, шила и плела кружево на заказ. Павел Бажов был единственным ребенком в семье. Окончил местную земскую школу, Екатеринбургское духовное училище, Пермскую духовную семинарию. В 1899 году получил предложение поступить в духовную академию, но, не желая становиться священником, устроился учителем в деревенскую начальную школу. Спустя пару месяцев вернулся в Екатеринбург и стал преподавать русский язык в духовном училище, которое окончил сам.
В 1923 году П. П. Бажов работал в Свердловске редактором «Крестьянской газеты»: разбирал письма читателей, собирал материал для будущих произведений, писал очерки о старых заводах. В 1924 году вышла его книга «Уральские были. Из недавнего быта Сысертских заводов». В 1920–30-х годах в журналах публиковались его очерки и повести о военной истории Урала.
Еще работая в школе, П. П. Бажов в период летних каникул ездил по окрестностям и собирал местный фольклор. Особенно его интересовали предания из уст рабочих уральских заводов. Он записывал афоризмы и побасенки (короткие рассказы из жизни), изучал быт мастеров и историю горной промышленности Урала. В годы Гражданской войны весь архив этих материалов пропал. Многие детали писатель восстанавливал для своих произведений по памяти.
В 1930-е годы П. П. Бажов вновь стал собирать фольклор. В поездках обращался к «заводским старикам» — так он называл людей, которые несколько десятков лет работали на заводах. Такой труд был тяжелым и опасным, горные мастера нередко получали увечья, становились инвалидами. Рабочих переводили на легкий труд — сторожами, кладовщиками. Старики рассказывали предания, которые слышали еще от своих дедов, и дополняли их собственными деталями.
В середине 1930-х годов П. П. Бажов начал публиковать в журналах свои сказы. В 1939 году вышел его сборник «Малахитовая шкатулка». Изначально он состоял из 14 сказов, а затем был дополнен автором произведениями из циклов «Сказы об оружейниках» и «Сказы о немцах».
В том же 1939 году П. П. Бажов стал членом Союза писателей СССР. Возглавлял Свердловское отделение Союза писателей СССР, был редактором альманаха «Уральский современник»i.
В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится два живописных портрета П. П. Бажова работы челябинских художников И. Таушканова и Д. Фехнера, а также бюст, отлитый на Каслинском машиностроительном заводе в 1970-е годы (автор А. В. Чиркин).
Портрет П.Бажова. Автор Д. Фехнер.1950-е гг. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала.
Одним из уникальных экспонатов является скульптура «Хозяйка Медной горы», поступившая в фонды музея в 1973 году от П. К. Катышева — внука писательницы С. К. Власовой. Скульптура изготовлена на Сысертском заводе художественного фарфора в 1960–1970-х годах. Хозяйка Медной горы —молодая женщина с длинной косой, одетая в длинный сарафан, украшенный растительным орнаментом в виде крупных цветов. На голове у нее корона. Женщина держит шкатулку с ящерицей на крышке.
Сборник «Уральские сказы» П. П. Бажов, 1945г. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала.
Хозяйка Медной горы, или Малахитница — один из главных сказочных образов в творчестве писателя. Это хранительница ценных минералов, дух Уральских гор. В сказах она представала в виде ящерицы с короной (а иногда герои слышали только ее голос). Рабочим являлась как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». П. П. Бажов так описывает ее волосы: «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь»ii.
Скульптура «Хозяйка Медной горы». 1960 — 1970- е гг. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала.
Скульптурная композиция «Данила-мастер» изготовлена на Сысертском заводе художественных изделий и поступила в фонды музея в 1973 году от А. Н. Катышевой — дочери писательницы С. К. Власовой.
Данила-мастер сидит в косоворотке с геометрическим узором, фартуке, портах и сапогах. Левой рукой он упирается в левое колено, правой — придерживает вазу на квадратном постаменте, стоящую на каменной глыбе. Основанием является фигурный бортик. На камне под вазой — надпись золотом: «Участнику встречи ветеранов — комсомольцев г. Сысерти». На постаменте — надпись: «Власовой С. К. 28.01.1966 г.»
В сказах П. П. Бажова Данила-мастер — один из ключевых образов. Именно он повстречался с Хозяйкой Медной горы и создавал Каменный цветок. Его ласково называют Данилко, Данилушко. Данила-мастер — молодой камнерез, представитель уральских «работных людей», которые с любовью относятся к своему делу. Сама «тайная сила» их уважает, а при случае и «подмогнет». Его отношение к работе отличается упорством, стремлением достичь лучшего. Данила хочет понять свой материал, «полную силу камня самому поглядеть и людям показать»iii.
Скульптурная композиция «Данила- мастер» 1960-х гг. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
В фондах музея хранится сборник «Уральские сказы», изданный в 1945 году, а также панно «Хозяйка Медной горы» и «Иванко-Крылатко», выполненные в технике златоустовской гравюры на стали.
Панно «Иванко-Крылатко» изготовлено в 1979 году на Златоустовском машиностроительном заводе им. В. И. Ленина. Его автор — О. В. Аверкин.
«Иванко-Крылатко» — один из наиболее популярных сказов П. П. Бажова. Так именует П. П. Бажов русского мастера Ивана Бушуева, изобразившего крылатого коня на клинке.
«Подумал-подумал Иванко и вспомнил, как накануне вечером Оксютка шептала:
– Ты уж постарайся, Ваня! Крылышки, что ли, приделай коньку, чтоб он лучше Фуйкина вышел.
Вспомнил это и говорит:
– Э, была не была! Может, так лучше!
Взял, да и приделал тем конькам крылышки, и видит — точно, еще лучше к булатному узору рисовка легла. Эту рисовку закрепил и по дедушкиному секрету вызолотил»iv.
Панно выполнено в технике травления, полировки, рисовки, никелирования, золочения, синения.
Панно декоративное «Иванко-Крылатко». Автор: Аверкин О. В. 1979 г.
Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала.
Музей сохраняет и экспонирует уникальные предметы, напоминающие о людях, оставивших след в истории Урала.
А. В. Еремина, заведующая научно-фондовым отделом
i https://www.culture.ru/persons/12393/pavel-bazhov.
ii https://www.culture.ru/persons/12393/pavel-bazhov.
iii Бажов П. Уральские сказы. ОГИЗ — ЧЕЛЯБГИЗ, 1943. 45 с.
iv Бажов П. Уральские сказы. Москва : ДетГИЗ, ГИДЛ НАКОМПРОСА РСФСР, 1945. 166 стр.