9458

В Государственном историческом музее Южного Урала работает выставка «Война глазами очевидца: плакаты и фронтовые письма», на которой представлены уникальные экспонаты времен Великой Отечественной войны. Советские плакаты являлись частью государственной системы пропаганды и агитации, состоявшей из множества компонентов. Связующим звеном всей структуры были средства массовой информации — самый доступный и эффективный инструмент воздействия на граждан. В статье мы рассмотрим задачи и содержание газет Челябинска 1941–1945 годов.

Роль периодической печати в СССР определялась интересами пропаганды и агитации. Исходя из этого можно определить их задачи: информирование о происходящем в стране и мире, о событиях в регионе (для каждой газеты свой уровень — область, город, район и т. д.), работа с читателями (письма, читательские конференции — так называемая обратная связь, и т. п.), различного рода специфические задачи (у ведомственных газет). Как подчеркивалось в партийных журналах, «критерием для оценки работы нашей печати является то, насколько успешно она борется за выполнение решений партии, насколько умело использует она свои огромные возможности по организации и коммунистическому воспитанию широких масс»1.

Начало военных действий добавило ряд новых задач. В директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года зафиксированы цели: всесторонне разъяснять населению политику партии и советского правительства; разоблачать человеконенавистническую сущность фашизма; всемерно развивать любовь к Родине, крепить дружбу народов, единство фронта и тыла. В выступлении И. В. Сталина 3 июля 1941 года работникам СМИ предназначался следующий посыл: «Прежде всего необходимо, чтобы наши люди, советские люди поняли всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, отрешились от благодушия, от беспечности, от настроений мирного строительства, вполне понятных в довоенное время, но пагубных в настоящее время, когда война коренным образом изменила положение»2.

В 1942–1943 годах газета «Правда» формулировала задачи прессы таким образом: 1) разъяснять народу высокие, благородные цели советского народа в его великой освободительной войне против коварного и вероломного врага; 2) поддерживать и развивать патриотический порыв народа на фронте и в тылу; 3) воспитывать советских людей на славных патриотических традициях русского народа и других народов СССР в духе горячей любви к родной земле; 4) воспитывать в советских людях ненависть к врагу на фактах неслыханных зверств фашистов на оккупированных территориях; 5) пропагандировать героические подвиги советских людей на фронте и в тылу; 6) служить живой связью между фронтом и тылом; 7) превратить газеты в мощное оружие пропаганды трудового и боевого опыта; 8) несмотря на военную обстановку, по-большевистски критиковать все негодное, изобличать бюрократов, ротозеев, всех, кто мешает ковать победу над ненавистным врагом; 9) живо и увлеченно рассказывать о героической борьбе советского народа3.

Особую роль в годы войны сыграла местная периодика. В 1943 году Челябинск стал городом республиканского подчинения. Но поскольку финансовых возможностей для издания городской газеты не было, постановлением бюро Челябинского обкома партии предписывалось «областную газету “Челябинский рабочий” впредь именовать органом Челябинского областного и городского комитетов ВКП(б), областного и городского Советов депутатов трудящихся». Редактору газеты рекомендовалось «усилить освещение на страницах газеты вопросов городского хозяйства и культурного строительства»4.

Типичное содержание областной газеты в годы войны выглядело следующим образом. При объеме в четыре страницы (в 1942 году количество страниц было сокращено до двух) на первой из них помещалась особо важная информация — собственная передовица или перепечатанная из «Правды» (что бывало гораздо чаще, несмотря на постоянную критику этой практики вышестоящими структурами), далее шла информация Совинформбюро, затем решения верховных органов власти — ЦК ВКП(б), Президиума Верховного Совета СССР и др., актуальные вопросы местной жизни (с 1942 года обычно здесь помещалась информация о ходе Всесоюзного социалистического соревнования в стране и в Челябинской области в виде рапортов с мест). Вторая страница отводилась под сообщения о ходе военных действий и местной партийной жизни. Третья часто являлась тематической, помещаемые там материалы затрагивали наиболее актуальные вопросы. Последняя страница предназначалась для самых различных публикаций — от освещения международных вопросов до рекламы. Под «шапкой» областной газеты выходили специальные номера. В 1943 году на Кировском заводе в течение месяца ежедневно выпускалась специальная листовка «Челябинского рабочего».

Еще одно звено в структуре советской периодической печати — многотиражные или фабрично-заводские газеты, главной задачей которых являлось освещение производственных вопросов. Их периодичность — один выпуск в неделю — не менялась в течение всей войны. Правда, бывали и исключения. В 1945 году, например, «Челябинский металлург» выходил два раза в неделю. Менялась периодичность выхода газеты Кировского завода. В 1941 году она издавалась четыре раза в неделю, затем количество выпусков снизилось до двух раз (восемь номеров в месяц), к концу 1942 года она стала выходить ежедневно, к концу войны — пять раз в неделю (что соответствовало уровню областной газеты). В 1941 году обком ВКП(б) принял постановление об издании новых многотиражек «в связи с прибытием в Челябинскую область ряда крупных предприятий, на которых ранее издавались многотиражные газеты». С 1 января 1942 года на новом месте начали выходить «Стахановец» (завод № 541, тираж 1000 экземпляров), «Герой труда» (завод № 200, 1000 экземпляров), «Двигатель» (завод «Красный пролетарий», 3000 экземпляров), «За свободу» (завод «Калибр», 1000 экземпляров).

Этот вид газет издавался и в институтах (например, в эвакуированном в Челябинск Киевском мединституте печаталась своя газета с тиражом в 500 экземпляров и периодичностью один раз в неделю), на стройках (на строительстве Челябинской ТЭЦ был организован один раз в неделю выход газеты «За энергию» тиражом 300 экземпляров (с 1 января 1945 года в связи с возросшим экономическим значением ТЭЦ он был увеличен до 600 экземпляров за счет других многотиражек) т. д.

Содержание многотиражек определялось их принадлежностью. Все материалы номера помещались под единым лозунгом-«шапкой»: обычно это были строки из обращений ЦК ВКП(б), руководителей партии и правительства. Далее следовала передовица, объем которой, естественно, был небольшим. Она должна была выражать основную идею, наиболее актуальную на данный момент. Всю оставшуюся площадь первой полосы занимали описания примеров передового труда, достижений отдельных рабочих и всего коллектива завода. Особое внимание уделялось пропаганде передового опыта. Внутренние полосы отводились под материалы о событиях на предприятии, здесь же могли размещаться перепечатки из «Правды» и «Красной звезды». Последняя страница предназначалась для критических материалов, заметок о проблемах материально-бытового обслуживания и писем рабочих. Поскольку коллектив любой многотиражки был невелик, основными поставщиками информации выступали сами рабочие, инженеры, члены профкома и парткома.

Низовое звено советской печати — стенгазеты. Именно стенная печать, не требующая серьезной полиграфической базы, а поэтому способная весьма оперативно откликаться на наиболее важные события, стала надежным способом доведения информации до широких кругов общественности. Все это было тем более актуально при наличии серьезного дефицита печатных изданий другого вида. Наиболее типичное содержание этих небольших по своему объему изданий — краткий рапорт о каком-либо достижении. Вот пример «молний», выходивших на Челябинском абразивном заводе (ЧАЗ) в 1944 году: «Молодой рабочий РМЦ, применяя метод Агаркова, высвободил из своей бригады 2 человек шлифовщиков и токаря 6 разряда. Совмещая работу на 3-х станках, 12 января выполнил задание на 227%. Привет герою тыла!». Но не только достижениям посвящались стенгазеты. Иногда внимание уделялось и негативу. «Молния» того же завода от 17 января сообщала: «Прораб ночной смены… бригадир… сорвали работу бурщикам на подготовке участка работы, благодаря чему бригадой выполнен план только на 60 %. Общественность цеха требует немедленной ликвидации прорыва!»

Однако и этот тип газет имел серьезные недостатки. Челябинский горком партии, устроив в 1942 году проверку работы стенной печати, обнаружил следующие недочеты: «Большинство просмотренных газет носят юбилейный характер, то есть выпущены к дню 24-й годовщины РККА, к дню 8 марта или к новому году и т. д. В этих газетах редколлегии считают, очевидно, неудобным говорить о недостатках производства, призывать к их устранению». Далее рассматривалась конкретная стенгазета — «За советский абразив» (орган парткома, комитета ВЛКСМ и завкома ЧАЗ). Сообщается, что эта газета «выходит редко, от юбилея к юбилею, статьи в газете отвлеченные, с жизнью завода связаны мало… Газета, выпущенная ко дню РККА, занимает около 2 м в ширину и более 1 м в высоту. В таком пространстве помещено всего только 7 заметок, из них 2 стихотворения — перепечатки из газет. Но зато в газете имеется 16 вырезок из различных газет и журналов и целый ряд лозунгов».

Краткий анализ стенгазет региона позволяет выделить различные варианты их изготовления. Помимо традиционных, ярко оформленных, с карикатурами и статьями, а нередко и со стихами на наиболее актуальные темы, выходили так называемые «быстрые» газеты: написанные мелом на обыкновенной черной доске; «световые», изготавливаемые при помощи фотографий и лозунгов, помещенных в различного рода периодических изданиях и демонстрировавшиеся в кинотеатрах перед началом сеансов; витрины «В последний час», устанавливаемые прямо на рабочих местах; сатирические листки с соответствующими названиями («Подзатыльник», «Толкач», «Шпильки», «Кипяток» и т. п.). Особое место занимали «боевые листки», представлявшие собой лист бумаги, на котором помещался текст, написанный четкими буквами яркой краской. При этом очень часто менялись цвет бумаги, краски, шрифт письма или расположение текста. Благодаря относительной простоте изготовления они выходили три-четыре раза в неделю, а иногда и два раза в сутки.

Таким образом, все газеты Челябинска можно представить как иерархическую структуру, включавшую взаимосвязанные типы газет, контролировавшие друг друга по нисходящей. Первым звеном была областная газета, далее шли многотиражки и непериодические издания — стенные газеты и «боевые листки», которые, согласно партийным инструкциям, по своему выходу должны были приближаться к остальным видам. Общее содержание периодики того времени определялось задачами, стоявшими перед СМИ в разные периоды войны: проведение мобилизационной кампании летом и осенью 1941 года; популяризация трудового героизма; пропаганда идей советского патриотизма, быстро трансформировавшего в обращение к исторической памяти народа, воспитание людей в духе преданности Родине и ненависти к ее врагам; нейтрализация конкурирующих идеологий и др. Назначением средств массовой информации того времени было не только выявление, но и сокрытие состояния общества. Общественное мнение находилось между двумя полюсами — официальной пропагандой и действительностью. Но власть, пытаясь монополизировать большую часть информации, имела в виде газет мощный рычаг манипуляции общественным сознанием, что позволило избежать социального взрыва в условиях военного времени.


Примечания

1. День большевистской печати // Парт. строительство. 1941. № 8. С. 51.

2. Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1951. С. 13.

3. Правда. 1942. 5 мая ; 1943. 1 июня.

4. Здесь и далее используются материалы ОГАЧО.

Другие статьи

Все статьи