7297

В 2018 году мы будем отмечать 105-ю годовщину начала работы земских институтов на Южном Урале. Юбилей не самый громкий (на фоне столетия революции и Гражданской войны), но очень важный для дальнейшего развития нашего государства и совершенствования системы местного самоуправления. Напомним, еще в 1990-е годы А. И. Солженицын в статье «Как нам обустроить Россию. Посильные соображения» писал, что возрождение страны возможно только через земства
1
. Заслуги местных органов управления по достоинству оценивали не только дореволюционные историки (Б. Б. Веселовский, А. А. Корнилов, И. П. Белоконский), но и советские и российские исследователи (Н. М. Пирумова, Г. А. Герасименко и др.)
2
.


Действительно, масштабы сделанного земствами в различных сферах поражают. В первоначальном реестре вопросов, которыми они должны были заниматься,— проблемы страхования и статистики, помощь сельскому хозяйству и многое другое. Важной сферой деятельности становятся образование и медицина. В конце XIX века большинство земств на здравоохранение тратило до четверти и даже трети своего бюджета, в 1912 г. земский бюджет в 40 земских губерниях равнялся 250,1 миллиона рублей, а расходы на медицину оставляли 64,8 миллиона рублей (26 %)

3
.


О затратах на образование свидетельствуют следующие данные: в 1893 году менее 10 % своего бюджета на школьные нужды расходовали 44 земства, от 10 до 20 % — 189, от 20 до 30 % — 113, в 13 земствах эти расходы составляли от 30 до 40 %. За 46 лет общая цифра земских расходов на школы увеличилась почти в 145 раз, процент расходов на образование к общему земскому бюджету — более чем в шесть раз

4
. За полвека открыто 28 тысяч школ, в которых ежегодно обучалось до двух миллионов детей. За это же время земства подготовили 45 тысяч учителей. С достижениями Челябинского уездного земства можно ознакомиться в зале истории ХХ века Государственного исторического музея Южного Урала.


Все эти успехи связаны, в том числе, с материальными возможностями. В настоящей работе предпринята попытка проанализировать источники финансирования Челябинского земства в 1913–1916 годах.


Земства в России появились после 1 января 1864 года, когда было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Вводились они постепенно. В 1870 году было образовано Пермское губернское земство, пятью годами позже — Уфимское, в 1913 году вместе с образованием губернского земства в Оренбурге возникает и уездное в Челябинске. Сохранились журналы заседаний уездного земского собрания и сметы доходов и расходов за 1913–1916 годы, в которых содержатся материалы, позволяющие судить о финансовых показателях деятельности этого земства

5
. Первым бюджетным годом был 1914-й. Общая сумма доходов составила 654 192 рубля 95 копеек, к 1916 году — 669 362 рубля 62 копейки.


Основным источником поступления в бюджеты земств был оценочный сбор с недвижимого имущества: с земель, жилых домов, фабричных и торговых помещений, других зданий и сооружений. Налог взимался с ценности и доходности этих объектов, что вызывало многочисленные трудности. Опираясь на опыт Московского земства, управа Челябинского земства отмечала, что гораздо более богатый и вполне объективный материал можно получить исходя из доходности.


Второй сложностью являлась сама оценка недвижимых имуществ, которая производилась на основании закона от 1893 года. Однако эта работа началась в Челябинском уезде только после введения земства, то есть с 1913 года. На первой очередной сессии было принято решение: «Немедленно произвести собственные оценочные работы, главным образом для выравнивания тяжести земского обложения между различными видами недвижимых имуществ». В 1914 году они практически были завершены.


Структуру налогооблагаемого имущества можно разделить на несколько составляющих:


1) земли и леса государства и частных владельцев. Вся территория уезда делилась на пять зон по мере увеличения арендной платы. Наиболее высокой была цена в северной части уезда, где плотность населения выше;


2) промышленные и торговые предприятия;


3) жилые дома (налоги стали собираться с 1914 года).


Переход от ценности к доходности не был конечной цифрой сбора — она умножалась на особый коэффициент, утверждавшийся на заседании уездного собрания. В 1914 году управа предложила брать 1,93125 копейки с рубля, но была принята цифра 1,7174, в 1916 году — 2,103268 копейки.


Доход, получаемый земством с налога, был строго ограничен. Согласно статье 106 Устава о земских повинностях, взносы собирались в два срока: с января по 30 июня и с июля по 31 декабря. В первое полугодие поступление шло слабо, так как главным плательщиком были крестьяне, вносившие основную сумму после реализации урожая. На налог в это время влиял и другой фактор — военное время. Почти в каждой семье потеря даже одного рядового работника не могла не отразиться на ее экономическом благосостоянии. Кроме того, по закону от 12 июня 1900 года (статья 93 Устава о земских повинностях), существовало жесткое правило: земские сборы с недвижимых имуществ не могли повышаться более чем на 3 % в год.


Итак, сумма этого налога в 1914 году составила 548 151 рубль 93 копейки (83,8 % от всех доходов), в 1916 году — 538 818 рублей 3 копейки (80,5 %).


Другим источником финансирования был сбор с промысловых свидетельств на право торговли. Торговые предприятия первого и второго разрядов и промышленные предприятия первых пяти разрядов платили 15 %, остальные — 10 %. Особый налог взимался с трактирных промыслов и судов. Общая сумма сборов составила в 1914 году 3,3 %, в 1916 году — 2 %.


Документы свидетельствуют об участии государства в пополнении бюджетов земств. Эти деньги шли на определенные цели. Бо́льшую часть составляли пособия от Министерства просвещения на содержание школ и училищ. Финансовые поступления шли и от Оренбургского губернского земства. На долю Челябинского приходилось 20 % губернского сбора. Кроме того, выделялись суммы под конкретные статьи расходов. В 1914 году губернское земство профинансировало 0,2 % уездного бюджета, в то время как государство — 12,5 %. Ситуация изменилась в годы Первой мировой войны. В 1916 году под конкретные проекты из губернии было выделено 6,6 %, государство обеспечило только 1,1 %.


Существовали и другие источники доходов: пожертвования от организаций и частных лиц, плата за лечение в земских больницах, займы и другое. Их доля в общем бюджете была невелика.


В заключение отметим, что основное финансирование земств шло, прежде всего, за счет самостоятельного налогообложения. Это позволяло сохранять относительную независимость от государственных органов и проводить собственную экономическую политику на местах. Кроме того, в годы войны земство могло нормально функционировать и решать местные проблемы.


Примечания

1. Комсомол. правда. 1990. 18 сент.

2. Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет : в 4 т. СПб. : О. Н. Попова, 1909–1911 ; Корнилов А. Курс истории России XIX века. М. : АСТ : Астрель, 2004 ; Белоконский И. П. Земское движение. М., 1910 ; Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала ХХ в. М. : Наука, 1986 ; Горнов В. А. История земства России второй половины XIX — начала XX вв. и ее отражение в отечественной исторической науке (1946–1995). М., 1996 ; Герасименко Г. А. История земского самоуправления. Саратов, 2003 ; Ярцев А. А. Сенат и земство: административная юстиция и местное самоуправление в дореволюционной России. 1864–1890. Калининград : Изд-во Калинингр. фил. Междунар. ун-та в Москве (гуманит.), 2008 ; Королева Н. Г. Хозяйственно-экономическая деятельность земств в период модернизации российской деревни (1907–1914 гг.). М., 2011.

3. Более подробно см.: История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI — начало XX в.). М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.

4. Чарнолуский В. И. Земство и народное образование : в 2 ч. Ч. 2. СПб., 1911. С. 316.

5. Журналы Челябинского уездного земского собрания первой чрезвычайной и первой очередной сессии 1913 г. Челябинск, 1914 ; Челябинское уездное земство. Сметы доходов и расходов на потребности Челябинского уездного земства. Челябинск, 1914 ; Журналы Челябинского уездного земского собрания второй и третьей чрезвычайных сессий 1914 г. Челябинск, 1915 ; Журналы Челябинского уездного земского собрания второй очередной сессии 1914 г. Челябинск, 1915 ; Журналы Челябинского уездного земского собрания четвертой и пятой чрезвычайных и третей очередной сессии 1915 г. Челябинск, 1915 ; Челябинское уездное земство. Сметы доходов и расходов Челябинского уездного земства. Челябинск, 1917 ; Журналы Челябинского уездного земского собрания четвертой очередной сессии 1916 г. Челябинск, 1918.

Другие статьи

Все статьи