Священник Иоанн Днепровский тесно связан с историей и духовной жизнью Челябинска, плоды его деятельности можно увидеть и в наше время. Он был духовником челябинского священства, одним из первых иереев Челябинского Одигитриевского женского монастыря, в течение 35 лет служил настоятелем Свято-Троицкого храма. Именно он привез с Афона в Челябинск частицу мощей апостола Андрея Первозванного, которая до сих пор хранится в Свято-Троицком храме, и постарался изготовить для нее драгоценный ковчег (ныне он является раритетом в экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала).
Иоанн Петрович Днепровский был сыном диакона. Рано потерял отца, остался единственным сыном у матери, глубоко верующей женщины. Жили они довольно бедно. Образование получил в Уфимской духовной семинарии. Был талантливым учеником, и «начальство предназначало даровитого юношу в духовную академию», но по благословению матери, «высоко ставившей пастырское служение», Иоанн предпочел стать священником. По окончании курса семинарии в 1850 году епископом Оренбургским и Уфимским Иосифом был рукоположен в священники Свято-Троицкой церкви села Сухоборского Челябинского уезда. В апреле 1856 года переведен на старшее священническое место в Кусинский завод Златоустовского уезда; 17 ноября 1860 года — на священническое место в Челябинский Одигитриевский женский монастырь; 28 марта 1863 года — священником в Свято-Троицкую церковь Челябинска, где и служил до конца своих дней.
Свято-Троцкая церковь. Челябинск. Фотография начала ХХ века. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
Во всех местах служения отец Иоанн кроме прямых пастырских обязанностей выполнял и другие: бесплатно преподавал Закон Божий и русский язык в женском училище при Челябинском Одигитриевском женском монастыре; в течение 23 лет (с 1875 года) состоял духовником Челябинского священства; в 1887 году был избран противораскольническим миссионером по Челябинскому благочинию. В период службы отец Иоанн Днепровский был награжден скуфьей, камилавкой, набедренником, наперсным крестом в память Крымской войны, золотым наперсным крестом от Святейшего синода; 11 июля 1895 года возведен в сан протоиерея.
После смерти супруги отец Иоанн хотел стать иноком, но не мог осуществить свое желание: не на кого было оставить двух дочерей, одна из которых была тяжело больна. Тогда священник повел жизнь почти монашескую и поддерживал с иноками постоянную связь. Особенно он любил монашеский Афон. В 1880 году во время пребывания афонских святынь в Челябинске произошло чудо — исцеление от болезни дочери отца Иоанна Днепровского Марии, о чем было написано Свято-Андреевским скитом на Афоне: «О благодатном исцелении, совершившемся в городе Челябе пред Афонскою чудотворною иконою Божией Матери — Утешение в скорбех и печалех».
С этого времени его дом всегда был открыт для афонских иноков, посещавших Челябинск во время привоза в Россию афонских святынь. Сам же Иоанн Днепровский в 1884 году совершил паломничество в Иерусалим и на Афон. Афонские иноки оказали ему сердечный прием и одарили его копией чудотворной иконы Божией Матери «Иверская» с частицами мощей и другими священными предметами, среди которых были частицы мощей апостола Андрея Первозванного и великомученика Пантелеимона Целителя. С этими подарками отец Иоанн возвратился в Челябинск, в Свято-Троицкую церковь.
Для мощей был специально изготовлен ковчег, который находился (до 1929 года) в алтаре челябинской Свято-Троицкой церкви.
Ковчег для мощей апостола Андрея Первозванного. Современный вид. Из фонда Государственного исторического музея Южного Урала
Клеймо на ковчеге позволяет датировать его последней четвертью XIX века и определить место изготовления — Санкт-Петербург. Ковчег сделан из металла желтого цвета и серебра в технике ковки, чеканки и резьбы. Имеет прямоугольную форму, ножки в виде лап животного, съемную крышку. Стенки и углы ковчега украшены накладным растительным декором. На крышке помещено скульптурное изображение главы святого Апостола Андрея Первозванного в окладе. В лобной части главы помещены частицы мощей святого, а выше сделано углубление, в которое вложен ковчежец с частицами святых мощей великомученика Пантелеимона. Ковчег для мощей относится к произведениям русского искусства конца XIX века.
В Государственном архиве Челябинской области сохранилась опись имущества челябинской Свято-Троицкой церкви за 1891 год (Ф. 220. Оп. 4. Д. 12). В ней зафиксировано, что в алтаре храма «находится медный позлащенный киот с серебряно-чеканной работы главою Апостола Андрея Первозванного. В этом киоте находятся части Святых Мощей: в челе серебряной главы вложены части черепа Святого Апостола Андрея Первозванного, а позади серебряной главы, в особом небольшом медно-позлащенном ковчежце, вкладывающемся в киот, находится часть Святых мощей Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Святыня пожертвована местной церкви в вечное владение в 1884 году Свято-Андреевским скитом, находящемся на Святой горе Афонской. На сию святыню имеется свидетельство от Андреевского скита, которое хранится в Оренбургской духовной консистории».
Остались воспоминания священника Феодора Альбокринова об удивительном даре нестяжательства и проповеди у иерея Иоанна: «В наше время может показаться невероятным, но это факт: отец Иоанн никогда не считал денег, не имел их на руках и не расходовал их… При требоисполнении не назначал платы, если плата вручалась ему лично, то он тут же, не рассматривая полученного, передавал кому-либо из членов причта. За такое бескорыстие прихожане называли его бессребреником. И он действительно был бессребреник, человек не от мира сего». К тому же, по словам священника Феодора Альбокринова, отец Иоанн был великолепным проповедником. Его проповеди и беседы «производили на слушателей сильное впечатление». Иногда он цитировал целые главы из Священного Писания. Говорил всегда устно, без тетради, притом языком простым и доступным для понимания. Для душеполезной беседы пользовался всяким удобным случаем. Его проповеди были изданы в 1889 году Свято-Андреевским скитом на Афоне под заглавием «Поучения Оренбургской Епархии. Челябинского Троицкого прихода настоятеля, священника Иоанна Днепровского».
Как повествуется в некрологе, скончался отец Иоанн на 73-м году жизни, проболев четыре месяца (по терминологии XIX века, его диагноз звучал как «сужение пищевого канала»). До этого отец Иоанн отличался хорошим здоровьем и серьезно не хворал. Весь Великий пост отец Иоанн готовился к переходу в мир иной. Пасхальное богослужение 5 апреля 1898 года совершал на дому — уже не мог дойти до церкви. Скончался отец Иоанн на Светлой седмице, причастившись Святых Христовых Тайн всего за три часа до смерти. Умирающий, находясь в полном сознании, испросил у всех себе прощение и сам всех простил, сказав: «Я всех прощаю и благословляю». Со словами «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси и защити меня!» отец Иоанн повернулся лицом к переднему углу, взглянул на Святые Иконы и отошел в мир иной.
Похоронен Иоанн Днепровский на территории Челябинского Одигитриевского женского монастыря с правой стороны алтаря Вознесенской церкви. По словам священника Феодора Альбокринова, в проводах усопшего протоиерея принял участие почти весь город. Даже старообрядцы, с которыми проводил беседы отец Иоанн как миссионер, пришли попрощаться с ним. Прихожане Свято-Троицкой церкви говорили: «Закатилось наше солнце красное… Лишились мы отца родного… Нескоро наживем такого пастыря…». Жизнь отца Иоанна Днепровского была живым примером подвижничества и пастырского служения.
Источники и литература
1. Альбокринов, Ф. Протоиерей отец Иоанн Петрович Днепровский (некролог) / Ф. Альборинов // Оренб. епарх. вед. 1898. № 16. С. 616–626.
2. Боже, В. С. Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска / В. С. Боже // Челябинск неизвестный. Вып. 2. Челябинск, 1996. С. 153.
3. Есикова, Е. М. Ковчег для мощей / Е. М. Есикова // Урал. музей. 2007. № 9. С. 11.
4. Клировые ведомости по благочинию Градо-Челябинских церквей // Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. И-226. Оп. 3. Д. 214.
5. Опись имущества челябинской Свято-Троицкой церкви за 1891 год // Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. 220. Оп. 4. Д. 12. Л. 103 об.
6. От Афона до Челябинска: История ковчега со святыми мощами апостола Андрея Первозванного и великомученика Пантелеимона. Челябинск, 2007.
7. Развенчанные мощи // Челяб. рабочий. 1929. 5 окт.
8. Судьба святыни // Симеоновская горка: духов.-краевед. рукоп. журн. 2002. № 3. С. 4–5.
9. Церковные Ведомости Приходской Свято-Троицкой церкви в Челябинске. 1889–1897 гг. // Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. И-67. Оп. 1. Д. 20. Л. 19–22.