10953

В двух предыдущих публикациях было проанализировано развитие художественного конструирования в СССР 1950–60-х годов. За два десятилетия оно преодолело путь, на который Запад потратил около полувека. В 70-е годы шло дальнейшее его развитие. При производстве предметов бытовой техники использовались новые материалы. От модернизации западных аналогов и трофейных предметов техники перешли к созданию системы художественного проектирования. Дизайн (впрочем, этот термин не употреблялся в то время) стал частью «государственной» системы, открылся всесоюзный центр — ВНИИТЭ1
с филиалами в Ленинграде, Вильнюсе, Харькове, Свердловске, Баку, Тбилиси, Ереване, Хабаровске. Советский дизайн вышел не только на европейский, но и на мировой уровень, художники-конструкторы и инженеры обрели мировое признание и известность.

В 1970-е годы сохранялись отголоски «космической лихорадки» 1960-х годов, все так же, как и в 1950-е годы, изготавливалась крупная музыкальная и телевизионная техника «под мебель». В предыдущее десятилетие работа дизайнера состояла в том, чтобы создать продукт, максимально простой в сборке, с унифицированными формами, удобным при производстве. Роль дизайнера как «демиурга» (создателя, творца) отходила на второй и даже третий план. В 1970-е годы перед художником-конструктором ставились иные задачи. Теперь автор должен был не только спроектировать образец, но и принять участие в планировании ассортимента продукции, поработать над производственной эстетикой.

Одной из задач ВНИИТЭ с момента его создания был выход советского дизайна на мировой уровень. В предыдущем десятилетии дизайнеры участвовали в европейских выставках, представляли свои работы за рубежом. В 1975 году в Москве произошло крупнейшее событие в сфере советского художественного конструирования — состоялся конгресс Международного совета организаций промышленного дизайна (ICSID), президентом которого в течение трех лет, с 1977 по 1980 годы, был директор ВНИИТЭ Юрий Соловьев. Институт стал центром подготовки к международному конгрессу. «Необходимо было отобрать лучшие в Советском Союзе дизайнерские разработки, отвечающие девизу конгресса “Дизайн для человека и общества”, придумать способы показа, на равных участвовать в обсуждении насущных творческих вопросов мирового дизайна»2. После конгресса ICSID в 1977 году Советский Союз принял семинар «Интердизайн», который прошел в Харькове. Впоследствии в СССР прошло еще несколько семинаров: «Дизайн оборудования для городской среды» (Тбилиси, 1980), «Дизайн для сельского быта» (Баку, 1983), «Будущее часов» (Ереван, 1985). Руководителями семинаров были специалисты мирового масштаба, а также лица, занимавшие в разное время пост президента ICSID. Помимо организации международных мероприятий советские дизайнеры занимались и разработкой новой программы.

Одновременно с признанием советского дизайна Запад знакомился и с советскими брендами. СССР начал экспортировать товары в страны социалистического лагеря и Западную Европу. Фотоаппараты «Зенит», часы «Слава», «Полет», «Луч», «Ракета», радиоприемники VEF, холодильники «ЗиЛ», автомобили «Москвич» и «Лада» также получили признание за рубежом3.

В 1970–80-е годы возникло новое направление в сфере промышленного конструирования — дизайн-программа. «Дизайн-программа — это метод управления проектной деятельностью, направленный на постановку проблем и целей значительного социально-культурного масштаба и сложности, реализация которых связана с длительными сроками, большими затратами, межведомственной кооперацией и ориентирована в конечном счете на формирование крупных многопредметных комплексов, целостных с точки зрения их социально-культурного функционирования»4. Идея дизайн-программирования была важна для профессиональной сферы, так как проект позволял поменять роль дизайнера, определить приоритеты профессии. С. М. Михайлов так пишет о практической составляющей дизайн-программы: «Это было скорее организационное усилие, очередная утопия — попытка управлять сразу всем, чем культурное и художественное событие. Потому что в художественном плане все свелось лишь к нескольким типам комбинаторских систем — конструктор для несущих элементов — стоек, щитов на уровне интерьера, конструктор для корпусов электронной аппаратуры, конструктор для шрифта и графики. Метод “дизайн-программ” в конце 70-х гг. был перенесен и в дизайн городской среды. …художниками и дизайнерами создавались специальные проекты комплексного архитектурно-художественного оформления…»5

В самом начале оформления новой системы художественного проектирования в специализированных изданиях зародилась дискуссия об особенностях подхода к конструированию «штучных» или многосистемных объектов. В дискуссию включились представители «Сенежской студии». В. Ф. Рунге в своей книге так описывает новую систему: «В структуру дизайн-программы входят четыре блока, каждый из которых представляет особый срез дизайн-программы: проблемно-целевой, концептуальный, организационный, проектный. Практическая реализация (разработка и внедрение) дизайн-программ представлялась одной из основ деятельности по стандартизации и унификации как средство повышения качества товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения»6.

В это десятилетие в производство внедрялись лишь единицы проектируемых изделий — предметов народного потребления (бытовых приборов) и автомобилестроения. Работа дизайнера в это десятилетия была рутинной и однообразной, проектирование изделий осуществлялось в строгих рамках конструкторских бюро, в соответствии с нормами производства. Своеобразным выходом из этой ситуации стало «бумажное проектирование», «бумажный дизайн».

 Дизайн-проекты музыкальной аудиотехники Н. Слесарева. 1970-е гг.

 Дизайн-проекты музыкальной аудиотехники Н. Слесарева. 1970-е гг.  Дизайн-проекты музыкальной аудиотехники Н. Слесарева. 1970-е гг.


Дизайн-проекты музыкальной аудиотехники Н. Слесарева. 1970-е гг.

Речь идет о разработках, сохранившихся только на бумаге. Особо разнообразна и популярна была «бумажная архитектура». Ни один из «бумажных» проектов не был реализован, зачастую они создавались лишь для того, чтобы продемонстрировать профессиональные навыки авторов. Но пока в умах художников-конструкторов зарождались креативные, новаторские идеи, конструкторские бюро ожидали от них чертежей изделий, пригодных к производству. Молодой потребитель желал приобретать качественную современную продукцию. Техника и мебель 1950-х годов, купленная еще его родителями и бабушками «на века», вышла из моды. Наступил век прогресса, советские граждане стали оглядываться на Запад. Требования покупателей необходимо было удовлетворять, а для этого следовало выпускать продукцию, отвечающую современным тенденциям.

 «Космический» вентилятор на металлической подставке


«Космический» вентилятор на металлической подставке

В моду стали входить народные мотивы, проявлявшиеся в основном орнаментации изделий. Тема космоса еще продолжала будоражить умы дизайнеров, но уже не была так популярна. В изделиях уже невозможно было «прочитать» историю покорения космоса, теперь они становились стилизованными. В 1970-е годы бытовая техника зачастую монохромна, дизайнерами использовалось максимум четыре цвета — схожих между собой либо контрастных. В отличие от бытовой техники 60-х годов, которая имела обтекаемые, плавные формы, техника 70-х стала крайне графичной. Художники-конструкторы играли с геометрическими формами и линиями, комбинировали при оформлении изделий четырехугольники и круги.

 Радиоприемник переносной «Selga» в кожаном футляре. Завод «Selga» (Рига)


Радиоприемник переносной «Selga» в кожаном футляре. Завод «Selga» (Рига)

Наравне с модернизацией космической тематики активно внедрялись этнические, народные мотивы — в частности, в производстве часов. Как и в предыдущем десятилетии, часы, как лакмусовая бумажка, демонстрировали основные художественные тенденции.

 Часы настенные «Янтарь». Орловский часовой завод


Часы настенные «Янтарь». Орловский часовой завод

 Часы настольные «Молния»


Часы настольные «Молния»

 Настенные часы с кукушкой «Маяк». Сердобский часовой завод. 1977 г.


Настенные часы с кукушкой «Маяк». Сердобский часовой завод. 1977 г.

 Часы настольные «Янтарь». Орловский часовой завод. 1970-е гг.


Часы настольные «Янтарь». Орловский часовой завод. 1970-е гг.

В фондах Государственного исторического музея Южного Урала можно найти примеры промышленного дизайна описываемого периода: например, электрофон «Аккорд-201»7, дизайн которого разрабатывал Адольф Ирбитэ, часы заводов «Молния», «Янтарь», магниторадиола «Романтика-105». Это только малая часть того, что хранится в фондах нашего музея.

 Проигрыватель «Аккорд-201». Челябинский радиозавод Проигрыватель «Аккорд-201». Челябинский радиозавод


Проигрыватель «Аккорд-201». Челябинский радиозавод

 Магниторадиола «Романтика-105». 1972 г.


Магниторадиола «Романтика-105». 1972 г.

В целом 1970-е годы сложно охарактеризовать как период застоя. Ведь несмотря на то что внедрялась малая часть разработок, это десятилетие позволило выйти продукции советских дизайнеров на мировую арену. Славу снискала советская фототехника, в особенности фотоаппарат «Зенит», который экспортировался во многие страны, включая Германию, Италию, Францию, Англию.

 Реклама фотоаппарата «Зенит-Е»


Реклама фотоаппарата «Зенит-Е»

 «Rigonda Party Time stereo». Рижский завод им. А. С. Попова. 1970 г.


«Rigonda Party Time stereo». Рижский завод им. А. С. Попова. 1970 г.

Музыкальная аппаратура, те же «Аккорды», также выпускалась на экспорт. Такой вариант электрофона (в основном предназначавшийся для Англии) назывался «Rigonda Party Time stereo». Советская техника привлекала Запад, поскольку ее можно было самостоятельно отремонтировать, она была проста и надежна.


Примечания

1. ВНИИТЭ — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Открылся в 1962 году.

2. Лаврентьев А. Н. История дизайна : учеб. пособие. М. : Гардарики, 2007. С. 283.

3. Московский музей дизайна [Электронный ресурс]. URL: http://moscowdesignmuseum.ru/exhibitions/4147/

4. Кузьмичев Л. А. Процесс формирования дизайн-программ // Труды ВНИИТЭ. Сер. Техн. эстетика. 1982. Вып. 36.

5. Михайлов С. М. История дизайна : в 2 т. Т. 2. М. : Союз дизайнеров России, 2003. С. 304.

6. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники : в 2 т. Т. 2. М. : Архитектура-С, 2007. С. 262–263.

7. Электрофон сетевой транзисторный «Аккорд-201 стерео» с начала 1973 года выпускали производственно-техническое объединение «Радиотехника» и Рижский электромеханический завод, с 1973 года — Рижский радиозавод им. А. С. Попова и Рижский электромеханический завод, с 1976 года — Челябинский радиозавод.

Другие статьи

Все статьи