Российская революция 1917 года, столетие которой отмечалось в уходящем году, всегда вызывала большой интерес историков. За прошедшие годы исследователи постарались максимально расширить наши представления о происходящем в России век назад1, опубликован большой объем документов, в том числе региональных, позволяющих восстановить хронологию 1917 года2. Революционные потрясения оказались в центре внимания участников VIII конференции «Гороховские чтения»3. Предлагаем Вашему вниманию краткую хронику событий в нашем крае4. Статья подготовлена на основе материалов, собранных для выставки «Ураган времени – революция», проходившей в Государственном историческом музее Южного Урала с 12 октября по 6 декабря 2017 г.
2 (15) марта 1917 г. В 10 часов утра городской голова П.Ф. Туркин получает телеграмму от председателя Госдумы М.В. Родзянко о том, что власть окончательно перешла в руки Временного комитета Государственной Думы5. В 14.00 состоялось экстренное заседание Челябинской городской думы с участием представителей от различных общественных организаций и рабочих. Избрана делегация, которая отправляется к начальнику гарнизона, генералу П.Н. Карееву, но он отказывается от переговоров. Учрежден Комитет общественной безопасности (КОБ) под председательством врача П.А. Агапова. Перед новым органом власти стояли три задачи: поддержание всеми мерами и средствами нового правительства; сохранение в городе полного спокойствия; защита населения от возможного произвола и насилий6.
4 (17) марта в город приходит телеграмма министра – председателя Временного правительства, князя Г.Е. Львова об отречении Николая II и отказе великого князя Михаила «восприять верховную власть впредь до определения Учредительным собранием формы правления»7.
5 (18) марта1917 г. образован Челябинский Совет рабочих депутатов, через два дня в него вошли члены солдатского Совета. Председатель – эсер П.Н. Дорохов
В ночь с 5 на 6 (18-19) марта 1917 г. арестованы не признавшие новую власть начальник 32-й запасной пехотной бригады, генерал-майор П.Н. Кареев8
и командир 109-го запасного полка, полковник В.П. Шейдевант. Офицеры и солдаты 163-го запасного полка во главе с полковником К.М. Иолшиным признали Временное правительство. Арестовано несколько высших чинов жандармерии. Через несколько дней жена помощника полицмейстера напишет письмо о своем бедственном положении Председателю Государственной думы М.В. Родзянко: «Мы остались совершенно без средств… Вы освободили Россию, освободите и нас от голода, не давайте повода роптать на новый строй. Чем виноваты мы, что раньше существовало правительство во главе с царем? И почему полицейские должны страдать за старый строй? Дайте нам кусок хлеба и мы будем честно и преданно служить новому правительству и тогда, так же как и все, будем радоваться новой жизни и свободно можем сказать: «Да здравствует свободная Россия»9.
6 (19) марта возле кинотеатра «Луч», в котором заседают офицеры запасных полков, проходит собрание жителей города и солдат. С призывами поддержать революцию выступают П.Н. Дорохов, С.М. Цвиллинг, Е.Л. Васенко. Участники митинга под красными флагами отправились к зданию Челябинской тюрьмы, где содержались 129 солдат, осужденных за нарушения воинского устава и 14 участников Ташкентского восстания. По требованию собравшихся, политические заключенные были освобождены.
10 (23) марта 1917 г. Челябинск отмечал Всенародный праздник Великой Русской революции. «Музыка и несмолкаемые крики «ура» оглашали воздух, – сообщает о праздничном шествии «Челябинский листок». – И все это море людское двинулось в образцовом порядке (к вокзалу и обратно). Публика долго еще толпилась на улицах. Настроение толпы было радостное, как в Светлое Христово Воскресенье. Да и верно. Ведь в этот день мы праздновали свое воскресение! Сброшен с народа давивший его камень царского деспотизма!».
17 – 18 (30 – 31) марта создается гарнизонная комиссия (гарнизонный комитет) для контроля деятельности начальника гарнизона. Кроме того, комиссия представляла интересы военнослужащих в местных органах власти. Ее председателем единогласно избран командир 15-й роты 109-го пехотного полка, прапорщик В.Г. Зарубин. В состав комиссии входят: полковые комиссии 109-го и 163-го пехотного запасного полка в полном составе, от дружины 4 чел. (2 офицера и 2 солдата), от отдельных частей гарнизона по солдату и офицеру10.
11 (24) апреля председателем Совета рабочих и солдатских депутатов вместо сложившего полномочия П.Н. Дорохова избран большевик, унтер-офицер С.М. Цвиллинг. Он пытается расширить полномочия Совета, ограничив при этом функции Комитета общественной безопасности.
6 (19) мая образован Коалиционный комитет народной власти (ККНВ), просуществовавший до избрания городской думы11. В его состав, наряду с представителями Совета солдатских и рабочих депутатов, бывшего Комитета общественной безопасности, гарнизонной комиссии и крестьянского Союза, направивших в Комитет по 10 членов и 5 кандидатов, входили городской и уездный комиссары, а также по одному представителю от РСДРП, от социалистов-революционеров и от конституционно-демократической партии. Всего ККНВ состоял из 30 человек. Председателем избран П.А. Агапов, а товарищами председателя — эсер И.Ф. Машинский, социал-демократ Л.С. Славин и кадет Е.И. Снежков. В обязанности нового органа вменялось: контроль деятельности правительственных и общественных организаций, должностных лиц; укрепление нового государственного строя; обеспечение общественного спокойствия в городе; организация и проведение выборов в городскую думу. Отмечалось, что ни одна общественная организация, кроме ККНВ, не будет иметь права издавать обязательные для населения Челябинска постановления12.
Июнь. Комиссия под руководством большевика Е.Л. Васенко начала прием добровольцев в Красную гвардию. Через месяц отряды численностью более 600 человек имелись в железнодорожных мастерских (руководитель В.И. Евтеев), на заводе «В.Г. Столль и К» (Г. Сутягин и М. Меховов), на кожевенном заводе (Д.М. Криводанов) и челябинских копях (Р. Протасов).
30 июля (12 августа) проходят выборы в Челябинскую городскую думу. Самой многочисленной стала фракция социалистов-революционеров — 56 мест, от большевиков прошло 9 чел., от меньшевиков — 5, от партии народной свободы — 8, от «Бунда» — 2, от народных социалистов — 3, от обывателей — 2 человека13. Получив больше всех мест в Думе, социал-революционеры заняли руководящие посты: председателем избран М.X. Поляков, заместителем председателя Ф.Т. Розенгауз.
30 – 31 августа (12 – 13 сентября) на Южный Урал приходит информация о «мятеже» Л.Г. Корнилова. Для предотвращения контрреволюционных выступлений сформирован комитет спасения революции. В исполком комитета вошли: председатель военной секции Челябинского Совета, прапорщик В.А. Плескачевский, представитель уездного комитета общественной безопасности А.И. Кожеуров, председатель полковых комитетов Челябинского гарнизона, прапорщик Поздеев, а также члены исполкома Совета – большевик И.Е. Лузин, эсер М.Х. Поляков и унтер-офицер Н.П. Иванов. Комитет спасения революции ввел в городе и уезде военное положение. После получения телеграммы о подавлении корниловщины упразднен, о чем сообщает газета «Союзная мысль» от 20 сентября (3 октября): «При общем очередном собрании Совета рабочих и солдатских депутатов 15 сентября 98-ю голосами против 22-х решено передать всю власть в городе Совету взамен упраздненному Комитету спасения революции. На этом же собрании постановлено образовать Красную рабочую гвардию».
17 (30) сентября по информации газеты «Уральский рабочий» Миньярский Совет рабочих депутатов постановил: предложить почтово-телеграфным служащим завода доставлять адресатам на дом только социалистические газеты, а все буржуазные: «Русское слово», «Речь», «Русские ведомости», «Уфимская жизнь», «Уфимский вестник» и др., доставлять в помещение исполкома. Совет рабочих депутатов буржуазные газеты по мере накопления будут продавать торговцам на завертку товаров14.
12 (25) октября вступил в должность новый городской голова — прапорщик 109-го запасного полка, начальник уездной милиции В.К. Шинкарев (эсер)15.
26 октября (8 ноября) в Челябинске провозглашена Советская власть. Красная гвардия захватила Госбанк, почту, телеграф и другие учреждения. Разоружена «реакционная» часть офицеров 109-го и 163-го полков, «антисоветски настроенные» солдаты распущены по домам. Советы взяли власть в Миньяре, Симе, Усть-Катаве, Аше, Катав-Ивановске, Кыштыме, Верхнем и Нижнем Уфалее, Нязепетровске. В этот же день войсковой атаман Оренбургского казачьего войска полковник А.И. Дутов подписал приказ № 816 о непризнании на территории Оренбургского казачьего войска власти большевиков, совершивших переворот в Петрограде.
30 октября (12 ноября) в Челябинске началась забастовка почтово-телеграфных и банковских служащих, образован Комитет спасения Родины и революции. Последний обращается за помощью к казакам. Троицкий атаман В.А. Токарев направил к городу маршевый отряд казаков 3-го округа подъесаула Н.Н. Титова. Большевикам предъявлен ультиматум: «…предлагаю Вам немедленно передать всю полноту власти в руки лиц, преданных Временному коалиционному правительству, очистить станцию, телеграф и типографию. Считаю не лишним добавить для сведения, что казачество мобилизовано, а крестьянство на стороне Временного правительства. В случае неисполнения указанных требований, я принужден буду открыть военные действия, двинуть войска и силою занять город; тогда за жизнь руководителей большевистского выступления уже не поручусь»16.
2 (15) ноября Совет рабочих и солдатских депутатов объявляет о передаче власти в Челябинске городской думе.
12 (25) ноября проходят выборы в Учредительное собрание17. По Оренбургскому избирательному округу избрано 11 депутатов, в том числе: казаки (А.И. Дутов), большевики (С.М. Цвиллинг), эсеры (М.Х. Поляков) и др.
20 ноября (3 декабря) по просьбе Челябинского Совета рабочих и солдатских депутатов в город пребывает сводный Самаро-Сызранский отряд. При его поддержке восстановлена власть Совета и организован Военно-революционный комитет, председателем которого избран А.П. Галактионов (с декабря – В.К. Блюхер), товарищем председателя — Е.Л. Васенко. ВРК взял под свой контроль передвижение воинских частей гарнизона, запретил «вторжение в жилье, готовые помещения», обещал пресекать «все попытки к погрому, насилию, нарушению революционного порядка». Запрещались самовольные обыски, конфискации, реквизиции18.
13 (26) декабря о стремлении «дать отпор большевикам и защитить народные капиталы» заявили сотрудники Челябинского филиала госбанка и союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ19. Госбанк оцеплен войсками ВРК, арестованы управляющий, контролер и бухгалтер, закрыты частные банки. На следующий день банк заработал, в него был допущен комиссар – в обмен на освобождение арестованных.
18 (31) декабря в Челябинск прибывает «Северный летучий» отряд (1 тыс. солдат 17-го Сибирского стрелкового полка и 600 моряков Балтийского флота) под руководством «мичмана» С.Д. Павлова – всего более 2,5 тыс. человек. В тот же день на челябинском вокзале арестовано около 140 офицеров и 80 гражданских лиц, имевших подозрительные документы, изъято много ценностей, золота. Задержанные переданы для расследования в ВРК, ценности сданы в местное отделение госбанка. На запасных путях станции обнаружено 180 вагонов с зерном и мукой, 25 вагонов с мясом, 30 вагонов с жирами и консервами, много промышленных грузов, одежды, обуви.
22 декабря (4 января 1918 г.) сводные части двинулись на центр 3-го округа Оренбургского казачьего войска – город Троицк, находившийся под контролем дутовцев.
25 декабря (7 января 1918 г.) Троицк переходит под контроль большевиков.
27 декабря (9 января 1918 г.) началось повальное прочесывание города, задержано более 120 подозрительных лиц. На общем собрании центрального комитета и центрального Совета солдатских и матросских депутатов отряда, городского комитета большевиков, представителей городских и железнодорожных профсоюзных организаций, отрядов красной гвардии был избран Троицкий Военно-революционный комитет.
Этим событием завершается краткая хроника 1917 года на Южном Урале. Революционные события, которые начались с призывов к свободе и демократии, закончились столкновениями сторонников большевиков и казачества. Но все это было только «репетицией» перед кровавым ужасом Гражданской войны…
1. Актон Э., Розенберг У.Г., Черняев В. Критический словарь русской революции. 1914-1921. СПб., 2014.; Воронин В.Е. Отречение: Император Николай II и Февральская революция. М., 2017.; Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть. К изучению политический культуры российской революции 1917 года. СПб., 2012.; Петибридж Р. Русская революция глазами современников: Мемуары победителей и побежденных. 1905 – 1918. М., 2006.; Селезнев Ф.А. Революция 1917 года и борьба элит вокруг вопроса о сепаратном мире с Германией (1914 – 1918 гг.). СПб., 2017.; Чураков Д.О. В битвах за историзм: проблемы изучения Великой Русской революции 1917 года и постреволюционного режима. М., 2016. и др.
2. Челябинская область за 40 лет Советской власти. Сборник. Челябинское книжное издательство, 1957.; Борьба за Советскую власть на Южном Урале (1917 – 1918 гг.). Сборник документов и материалов. Челябинское книжное издательство, 1957.; Челябинская область. 1917 – 1945 гг. Сборник документов и материалов. Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1998.; Общество и власть. Российская провинция. 1917 – 1985. Т. 1. Челябинская область. Документы и материалы. 1917 – 1945. Челябинск : Книга, 2005.; 1917 г. Южный Урал: сборник документов и материалов. Челябинск, 2017.
3. Конюченко А.И. Если бы в октябре 1917-го не произошло революции / Гороховские чтения. Челябинск, 2017. – С. 10 – 15.; Журавлева Н.С. 1917 год глазами провинциального чиновника: «Челябинские хроники» К.Н. Теплоухова / Гороховские чтения. Челябинск, 2017. – С.66 – 72.; Павленко Г.К. 1917 год. Южный Урал в тисках революций / Гороховские чтения. Челябинск, 2017. – С. 117 – 121.; Приходько Н.Ю. Выступление казачества против установления советской власти в Челябинске в конце 1917 года (по газетным публикациям) / Гороховские чтения. Челябинск, 2017. – С. 129 – 134.; Филимонов М.А. Профсоюзы Южного Урала в 1917 году / Гороховские чтения. Челябинск, 2017. – С. 145 – 149.; Ковшов И.В. Повседневная жизнь южноуральского региона от февраля до октября 1917 года / Гороховские чтения. Челябинск, 2017. – С. 172 – 178.; Графов Д.Г. Некоторые аспекты фотографической съемки Челябинского Совета в 1917 году / Гороховские чтения. Челябинск, 2017. – С. 299 – 302. и др.
8. 13 (26) марта в Челябинск пришла телеграмма от военного и морского министра А.И. Гучкова с требованием освободить генерала Кареева и предоставить ему возможность выезда из Оренбургской губернии. Перед отъездом из Челябинска генерал Кареев просил у временного заместителя начальника гарнизона полковника К.М. Иолшина «предоставить ему предложение на билет лит. «А», – описывала освобождение генерала «Союзная мысль» от 14 (27) марта. – Полковник К.М. Иолшин отказал генералу Карееву в предоставлении билета литера «А» на том основании, что генерал Кареев является в настоящее время частным лицом. Для охраны генерала Кареева от могущих возникнуть случайностей со стороны враждебно настроенной публики полковник К.М. Иолшин поручил офицеру сопровождать его».