В дореволюционном Челябинске существовало несколько общественных организаций, осуществлявших помощь родителям в воспитании и обучении детей. В основном это были общества, решавшие преимущественно материальные вопросы, однако наряду с ними появлялись и те, что преследовали воспитательные задачи.
Одним из таких учреждений было «Общество дошкольного воспитания в г. Челябинске», в уставе которого, утвержденном 15 февраля 1910 года оренбургским губернатором, отмечалось: «Общество способствует распространению среди своих членов и вообще родителей правильных взглядов на воспитание детей на началах свободного развития индивидуальных особенностей, наклонностей, общественных навыков и солидарности, а также свободного развития ума и детской пытливости»[1].
Главными достижениями общества стали открытие первого в городе детского сада и летних игровых площадок. Первая детская площадка — прообраз городских летних лагерей — торжественно открылась 21 мая 1910 года. В среднем ее посещало 280 детей, которые занимались подвижными играми, рисованием, лепкой, вышиванием, плетением и даже огородничеством. Но жизнь на площадке не ограничивалась лишь занятиями, ребят ждали увлекательные прогулки по окрестностям Челябинска: на кузнецовскую мельницу, озеро Смолино, остров на реке Миасс, к каменоломне, в оранжерею, на монастырскую заимку и расположенную неподалеку ветряную мельницу[2].
Дети, находившиеся на площадке, в первый год ее существования получали бесплатный чай. Все необходимое для этого было выделено благотворителями — Челябинским обществом потребителей и известными чаеразвесочными фабриками товариществ «В. Высоцкий и К°» и «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К°».
Посещение детской площадки осуществлялось по записи и за это должна была взиматься плата в размере одного рубля в месяц, однако почти половина всех детей вообще не вносила платы, остальные же платили от 15 копеек до рубля. Три существовавшие в Челябинске площадки для игр и летних занятий — в городском саду, при 2-м женском начальном училище в Заречье и в Пушкинском сквере — вмещали в себя 600 человек. Их ориентация была направлена на улучшение физического здоровья детей и пробуждение у них интереса к окружающему миру.
Площадка в Пушкинском сквере работала с 9 до 13 часов, все дети делились на четыре группы согласно возрасту: младшую (4–5 лет, рук. М. С. Катина), средне-младшую (6–7 лет, рук. А. И. Попова), средне-старшую (7–8 лет, рук. Л. А. Молчанова), старшую (10–11 лет, рук. М. М. Станиловская)[3].
Основную часть времени занимали игры, развивающие быстроту реакции, творческое мышление, ловкость, умение держать слово и находить общий язык со сверстниками. Проводились здесь и беседы, воспитанники записывали свои впечатления от жизни и занятий, сочиняли рассказы, рисовали, лепили и мастерили поделки из бумаги[4].
Что касается детского сада, то, как сообщалось, его «решено было открыть в помещении Народного дома, предоставленного Попечительством о народной трезвости Обществу дошкольного воспитания безвозмездно…»[5]
Для руководства детским садом из Москвы была приглашена Мария Михайловна Станиловская — популяризатор системы свободного воспитания и основатель одного из первых дошкольных образовательных учреждений в стране. Вместе с челябинскими педагогами Александрой Раутциус и Верой Сурьяниновой она сумела организовать работу в первом дошкольном учреждении города в соответствии с передовыми педагогическими идеями того времени. Занятия в детском саду начались 5 (18 по новому стилю) октября 1910 года, а посещали его преимущественно дети городских служащих и торговцев.
В Народном доме для детсадовцев состоялась и первая в городе рождественская елка. На ней присутствовали около 300 человек, билет стоил 50 копеек. Елка была украшена игрушками, изготовленными детьми и родителями. Особый ребячий восторг вызвали разноцветные электрические лампочки, предоставленные инженером А. В. Кастальским. Под аккомпанемент пианино дети пели песни, играли и получали долгожданные подарки[6].
Зимние холода заставили организаторов детского сада задуматься о новом помещении. Тогда группа сочувствующих благому делу лиц предложила отдать под него квартиру на верхнем этаже дома Карпа Ростова (ныне ул. Коммуны, 81). 12 января 1911 года детский сад отпраздновал новоселье.
Корреспондент газеты «Голос Приуралья» писал: «12-го января в 12 часов дня в новом помещении по Скобелевской улице в доме Ростова состоялось открытие детского зимнего сада. На открытии присутствовало много публики и детей. 13-го начались занятия в саду; число детей увеличилось, в первый день явилось 29 человек. Вновь снятое помещение много удобнее, чем Народный дом, здесь можно каждую группу поместить отдельно, т. к. квартира заключает в себе четыре комнаты, из них одна пригодна по размерам для общих собраний и спектаклей»[7]. Вскоре на страницах газеты «Голос Приуралья» появились и заметки Марии Станиловской, посвященные истории детского сада в Челябинске.
В отчете общества «Дошкольное воспитание» за 1911 год отмечалось, что новое «помещение оказалось очень удобным, и часть детей посещала сад очень усердно, несмотря на наступившие сильные морозы (до 25–30°). Приходили, несмотря на предупреждение оставаться дома в случае сильных морозов»[8].
Занятия в первый год существования челябинского детского сада закончились 29 марта. В этот день всех воспитанников запечатлел на память фотограф.
По итогам первого года занятий педагоги констатировали, что им удалось приучить детей к честности и правдивости, привить любовь к порядку, избавить от капризов и застенчивости, развить общительность и чувство взаимопомощи. Не забывали в детском саду и об образовании: через изучение цветов, форм и величин различных предметов тренировали зрение и память, с помощью лепки разрабатывали осязание.
Слух совершенствовали распознаванием тембров голосов и мелодий, занятиями на металлофоне и рояле, звукоподражанием и разучиванием песен. Игры и речь детей стали средствами для выражения и укрепления полученных впечатлений. Воспитанники практиковались в проведении бесед о ботанике, зоологии, географии и составлении рассказов, ответами на загадки изучали счет, знакомились с геометрическими фигурами, а для развития интереса к наблюдению природы и окружающего мира совершали прогулки[9].
Мария Михайловна пробыла в Челябинске до конца августа 1911 года, после чего выехала в Москву. Горожане тепло попрощались с ней, вручив благодарственный адрес, в котором выразили признательность за то, что она указала челябинским педагогам «путь к естественному, основанному на изучении природы ребенка, воспитанию детей»[10].
Опыт работы Станиловской по организации детского сада в Челябинске был признан настолько успешным, что летом 1913 года стал предметом ее доклада «Общедоступный детский сад Челябинского общества дошкольного воспитания», прочитанного в Обществе содействия дошкольному воспитанию г. Санкт-Петербурга[11].
Также имеется упоминание о выступлениях Марии Михайловны в августе 1913 года с лекциями в Чите[12]. Однако найти какие-либо сведения о дальнейшей судьбе первого детского сада Челябинска нам, к сожалению, не удалось.
Примечания
[1] Устав общества «Дошкольное воспитание» в г. Челябинске. Челябинск, 1910. С. 1.
[2] Станиловская М. М. Работа на площадке Челябинского общества внешкольного образования в Пушкинском сквере // Свободное воспитание. 1913–1914. № 6. Стб. 59–61.
[3] Там же. Стб. 55.
[4] Там же. Стб. 55–58.
[5] «Общество дошкольного воспитания» в Челябинске: отчет о деятельности за 1910–1911 гг. Челябинск, 1911. С. 2.
[6] Боже В. С. Первый детский сад // Челябинский рабочий. 1986. 11 марта.
[7] Открытие детского сада // Голос Приуралья. 1911. 13 января.
[8] «Общество дошкольного воспитания» в Челябинске… С. 3.
[9] Станиловская М. М. Отчет о занятиях в детском саду Челябинского общества дошкольного воспитания с 6 октября 1910 г. по 5 мая 1911 г. // Свободное воспитание. 1911–1912. № 10. Стб. 75–100.
[10] Адрес М. М. Станиловской // Голос Приуралья. 1911. 1 сентября.
[11] В С.-Петербургском обществе содействия дошкольному воспитанию // Дошкольное воспитание. 1913. № 5. Стб. 311.
[12] Севостьянова Е. В. Идея общественного дошкольного воспитания и ее реализация в восточной Сибири в конце XIX — начале XX в. // Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права. 2008. № 13. С. 39.