Загрузка...

Два предмета из фондов Государственного исторического музея Южного Урала получат новую жизнь — сегодня их отправляют на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря.

Уральская старообрядческая икона «Рождество Христово со сценами жития» первой половины XIX века и «Челябинская ткань» — фрагмент иранского шелкового халата, который более тысячи лет назад носил знатный житель Южного Урала, — являются особо редкими памятниками искусства и истории.

— Отреставрировать эти предметы своими силами мы не можем. Состояние иконы неудовлетворительное, экспонировать её невозможно, а «Челябинская ткань» проходила реставрацию почти 60 лет назад, и с тех пор технологии ушли далеко вперёд, — поясняет главный хранитель Исторического музея Южного Урала Ирина Ивлиева. — Специалисты Центра имени Грабаря давно занимаются сохранением музейного фонда России, и ведущие музеи страны доверяют им восстановление наиболее сложных экспонатов.

Челябинские культурные ценности готовят к дальнему пути. Множество слоёв специальной микалентной бумаги и плёнки, уплотняющие пластины из пенокартона, мягкий поролон, деревянные ящики — для защиты от механических повреждений. Поедут музейные предметы со всеми предосторожностями — специальным транспортом с особым температурно-влажностным режимом внутри. Очень уж хрупкие и древние эти артефакты, которые Историческому музею Южного Урала посчастливилось иметь в своей коллекции!

Московские реставраторы позаботятся о южноуральских сокровищах на самом профессиональном уровне. Специальное оборудование и современные методики реставрации и консервации предметов старины помогут вдохнуть жизнь в редкую икону, чей возраст более 200 лет, и в уникальное полотно VIII-IX века нашей эры.

На иконе, случайно найденной в 1971 году в сарае одного из домов частного сектора города Карабаша краеведом Юрием Рязановым, после реставрации можно будет разглядеть лики персонажей, архитектурные ансамбли и другие детали. Сейчас их скрывают копоть и поздние наслоения, красочный слой осыпается, а доски основы готовы развалиться из-за трещин… Специалисты восстановят и расшифруют надписи, выполненные церковным полууставом, которые многое расскажут об истории создания и бытования этого редкого и бесценного памятника уральской старообрядческой иконописи. По завершении работы икона будет выставлена в постоянной экспозиции музея.

С «Челябинской тканью» дело обстоит сложнее. Её почтенный возраст, чувствительность к свету, перепадам температуры и влажности воздуха требуют особых условий хранения и экспонирования. Лишь изредка этот исключительный предмет появляется на недолгих временных выставках и показывается за специальной плотной тёмной занавесью: открыл, глянул мельком и тут же закрой обратно.

История находки удивительна. В 1959 году при разработке известкового карьера на озере Синеглазово, что в 15 километрах от Челябинска, бульдозер разрушил древнее погребение. Приглашенный из Краеведческого музея археолог Владимир Стоколос обнаружил в нём останки мужчины, причем всё говорило о его высоком социальном статусе — драгоценные украшения, оружие, богатый инвентарь и в особенности фрагменты шелкового халата стали истинной научной сенсацией.

— Текстиль крайне редко сохраняется в погребениях, особенно шёлк. Такие находки единичны, — говорит заведующая научно-фондовым отделом Исторического музея Южного Урала Зоя Валиахметова.Самое интересное в нашей «Челябинской ткани» — это рисунок: на коричнево-золотистом фоне изображены одинаковые фигуры царственных всадников в полном боевом облачении с зубчатыми коронами на головах. Эти персонажи, а также особенности переплетения нитей говорят об иранском происхождении и более чем тысячелетнем возрасте предмета.

В Центр имени академика Грабаря фрагменты одежды Средневековья, свидетельствующие о широте торговых и культурных связей кочевых племен Южного Урала, отправляются на повторную реставрацию. Сегодня, спустя почти 60 лет после первого опыта, когда над восстановлением ткани работали специалисты Государственного Эрмитажа, будут применены новейшие технологии реставрации.

— Московские коллеги помогут определить, какого цвета полотно было изначально, и, возможно, соберут рисунок не по орнаменту, а по направлению нитей. Может быть также удастся восстановить новые фрагменты изображения и узора, — продолжает Зоя Валиахметова.

Сотрудники реставрационных мастерских Государственного исторического музея Южного Урала уже не в первый раз работают со специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря.

— Мы давно сотрудничаем с Центром имени Грабаря, но обычно там проходят стажировку и обучение наши реставраторы, — уточняет главный хранитель Ирина Ивлиева. — Сегодня в Москву впервые поедут предметы из наших фондов, и мы надеемся, что эта практика будет продолжена и в дальнейшем.

Также Ирина Ивлиева пояснила, что гостить в московском научно-реставрационном центре челябинские редкости будут больше года, а каждый этап работы будет обсуждаться по видеосвязи:

«Реставрация продлится до декабря 2025 года, затем ещё несколько месяцев уйдёт на контроль состояния музейных предметов. По возвращении в Челябинск будет радостно оценить их обновлённое состояние и прекрасный внешний вид!»

Добавим, что реставрация культурных ценностей из коллекции Исторического музея Южного Урала стала возможна благодаря целевому финансированию, обеспеченному Правительством Челябинской области.

Другие записи

Все записи