Загрузка...

На предновогоднем заседании реставрационного совета представили уникальный предмет — старинное зеркало, поступившее на хранение в фонды Исторического музея Южного Урала из домашнего собрания одного из жителей Челябинска. В 2025 году реставратор по дереву ГИМ ЮУ Иван Долгов планирует начать восстановление этого удивительного и хрупкого наследия русского искусства XIX века.

Художественная и историческая ценность зеркала очень высока. Ни в одном музейном собрании Урала нет ничего подобного — такие дворцовые интерьерные предметы представлены лишь в экспозициях столичных музеев. Кстати, в атрибуции и восстановлении уникального зеркала челябинскому реставратору помогают сотрудники Эрмитажа, где есть схожие экспонаты.

Время создания подсказал Владимир Градов — заведующий Лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа. По его словам, это стиль так называемого Второго Рококо, который процветал в России начиная тридцатых годов и до конца XIX столетия. Подражание мебели эпохи французского короля Людовика XV в интерьерном и мебельном искусстве имеет много названий — неорококо, ореховое рококо и «a la Pompadour». Предметам роскоши этого времени свойственны лёгкость и богатство декоративного убранства, присущи черты галантности, игривости, светскости, сохранившиеся с XVIII века.

Действительно, овальная рама зеркала восхищает своей витиеватостью, множеством фигур и элементов, тончайшей резьбой по дереву. Здесь и ангелочки-путти, и цветочные бутоны, и всевозможные завитки. Сразу понимаешь — зеркало не простое. Как же оно попало в Челябинск?

По семейной легенде, зеркало приехало на Южный Урал из Ленинграда во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны и было продано или обменяно здесь на продукты. Хоть хозяева очень дорожили этой реликвией (даже забрали с собой, уезжая в далёкий Челябинск!), но время обошлось с зеркалом жестоко: рама треснула и рассохлась, во многих местах откололись деревянные кусочки, а оригинальная позолота в советские годы была закрашена «бронзянкой».

— В Российской Империи существовало несколько фабрик по изготовлению интерьерных предметов для дворцов и дворянских особняков — например, для Петергофа или Зимнего дворца, — говорит реставратор Иван Долгов. — В Петербурге работала фабрика Гамбса и другие, где создавали подобные роскошные вещи. Но к сожалению, это зеркало пережило несколько переездов, и судьба его, очевидно, была сложной — сохранность не очень хорошая. Это будет одна из самых сложных реставраций в нашем музее.

Прекрасная рама зеркала изготовлена из липы и вырезана поистине виртуозно — даже неопытному глазу видна рука искусного мастера. Профессиональный резчик по дереву Иван Долгов восхищается работой своего предшественника из далёкого прошлого и отмечает, что отреставрировать такую красоту и придать зеркалу первоначальный вид будет трудно. Но без сомнения — оно того стоит!

— Покрытие деревянной рамы имеет несколько слоёв: это следы неоднократных поновлений, ремонтов, разных составов, — рассказывает Иван Долгов. — Есть даже отверстия от гвоздей на внутренней поверхности. Подрамник выполнен из сосны, а вот задняя стенка заменена на фанерную. Само зеркало, возможно, тоже не оригинальное, а из XX века — ведь при переездах оно могло просто разбиться.

Восстановление золочения рамы Ивану Долгову удалось обсудить с Мариной Мичри — художником-реставратором высшей категории Лаборатории научной реставрации предметов из органических материалов Государственного Эрмитажа. По словам специалиста, чтобы восстановить истинный облик зеркала и открыть первоначальный слой сусального золота, необходимо по возможности снять поздние наслоения.

Будучи участником Эрмитажной школы реставрации, Иван Долгов вместе куратором Мариной Мичри рассмотрел фрагмент рамы под микроскопом, а также попробовал множество различных химических смывок и растворителей.

— Большинство средств оказались слишком слабыми, они практически не растворяют поверхность, а только еле-еле размягчают, и дальше приходится снимать краску механически, но при этом очень высок риск повредить саму позолоту, — поясняет Иван Долгов. — Когда я расчистил небольшой участок, то сделал пробу с помощью специального кислотного реагента, чтобы определить качество золота. К нашей радости, это оказалась не поталь (имитация сусального золота из меди, цинка или алюминия), а подлинное золото!

Очевидно, что изначально зеркало сияло глянцем настоящей позолоты, и это была поистине роскошная и дорогая вещь! Технология сусального золочения пришла в нашу страну из Византии в XIII веке и применялась в оформлении икон, а затем перешла и в мебельный декор. Тончайшие листы золота наклеиваются на загрунтованную масляно-клеевым составом поверхность, заполняя сложный рельеф. После тщательной полировки создаётся впечатление, что предмет полностью отлит из золота.

Вернуть первоначальный вид зеркалу будет непросто. Возможно, какие-то участки придётся покрывать позолотой заново, но это будет уже следующий этап программы реставрации ценного предмета. Для начала Иван Долгов планирует восполнить утраты деревянных элементов, избавиться от трещины и постараться снять слои краски — следы неудачных ремонтов. А также укрепить левкас (та самая грунтовка для нанесения сусального золота с добавлением мела и глины, животного или рыбьего клея, льняного масла).

— Мои столичные коллеги, которые занимаются золочением, сказали, что необходимо постараться максимально сохранить родной левкас с позолотой, проклеить его во всех местах, где он отходит, — уточняет Иван Долгов. — Это был бы идеальный вариант.

Итак, чтобы старинное зеркало приобрело экспозиционный вид, предстоит долгий процесс реставрации в несколько этапов. Во время работы Иван Долгов планирует консультироваться с реставраторами Эрмитажа и Петергофа, а также пройти повышение квалификации и стажировку по золочению предметов из дерева.

Без преувеличения, загадочное челябинское зеркало, бытовавшее в дворцовых покоях дореволюционного Петербурга, станет настоящим украшением экспозиции и гордостью Исторического музея Южного Урала. Пожелаем реставратору Ивану Долгову успешной работы над этим интересным и сложным проектом в новом 2025 году!

Фото: Олег Астахов

Другие записи

Все записи