Загрузка...

Летом 2025 года Государственный исторический музей Южного Урала совместно с Центром традиционной культуры Южного Урала запустили второй сезон этнографического видеопроекта «Уральский взгляд: матур кием», в котором представлены народные костюмы тюркоязычного населения нашего региона.

Современные реплики традиционных нарядов сделаны точно по образцам из фондового собрания ГИМ УЮ и других уральских музеев. В новом сезоне вы увидите одежду разных групп татарского и башкирского населения, а также нагайбакский и казахский костюмы.

Напомним, что этнопроект «Уральский взгляд» появился в 2022 году при поддержке Фонда президентских грантов. В первом сезоне было отснято 15 видеороликов о традиционных костюмах русского населения Южного Урала, в которых демонстрируются подлинные этнографические предметы одежды, а также их реплики, надетые на моделей. Плейлист в группе Исторического музея Южного Урала ВКонтакте набрал более 650 тысяч просмотров, и организаторы решили продолжать, обратившись к тюркской культуре.

Первыми новую коллекцию проекта «Уральский взгляд: матур кием» примерили студенты отделения сольного и хорового народного пения Миасского колледжа искусства и культуры на Всероссийском детском фольклорном конкурсе «Истоки» в марте 2025 года. Коллекцию из 10 реконструированных костюмных комплексов башкир, татар, нагайбаков и казахов представили на настоящем дефиле, где юноши и девушки с удовольствием  нарядились в праздничные образы коренного населения нашего края.

А в июне 2025 года проект «Уральский взгляд: матур кием» отправился по городам региона в рамках фестиваля «Челябинская область — большая семья». Премьера состоялась в Юрюзани, где куратор проекта и заведующая экспозицией «Детский музей» Государственного исторического музея Южного Урала Эльвира Дружинина представила передвижную мини-выставку из четырех реплик праздничных женских костюмов.

По словам Эльвиры Дружининой, самыми яркими костюмами, отобранными в проект «Уральский взгляд: матур кием», стали наряды татарских и башкирских девушек, обильно украшенные ручной вышивкой, а также нагайбакский женский костюм со сложным узорным ткачеством.

— Есть в коллекции женский комплекс из деревни Яраткулова Аргаяшского района Челябинской области и интересный костюм башкирского жениха из Сафакулевского района Курганской области, — поясняет Эльвира Дружинина. — Во втором сезоне нашего проекта мы подготовили 10 костюмов, о которых подробно рассказываем в видеосюжетах. Наша цель — сохранение и популяризация самобытных традиций народов Южного Урала через реконструкции и презентации аутентичных костюмов.

Смотрите сюжеты и читайте описания к ним!

Есть также плейлист ВКонтакте. Комментируйте!

Первый выпуск: праздничный наряд городской татарки

Видеосюжет посвящён одному из самых старинных вариантов традиционного костюма, включающего предметы, созданные в 1890-е годы. Это праздничный наряд городской татарки — так могла одеться к приходу гостей зажиточная жительница города Троицка Челябинской области.

Из давних времён пришла традиция носить одежду из парчовых и шёлковых тканей, которую поддерживали купцы, привозившие материалы из Китая, Средней Азии и Византии для зажиточных горожан. В праздничных нарядах отражалась средневековая монументальность, а вместе с тем — изысканность форм и декоративной отделки. Костюм был многослойным, что характерно для традиционной одежды тюркоязычных народов в целом.

Основа костюма — длинная рубаха күлмәк и штаны ыштан с широким шагом, практически такие же по крою, как у мужчин. Традиционно женщины надевали под рубаху нижний нагрудник түшелдерек из хлопчатобумажной ткани с вышивкой или аппликацией полосками материи. Этот когда-то важный элемент костюма должен был закрывать нагрудный разрез. Со временем, когда крой одежды изменился под влиянием городской моды, нижний нагрудник остался лишь данью традиции.

Ещё в древности обязательной частью женского головного убора было матерчатое покрывало, скрывающее часть фигуры. В городском костюме также присутствовало покрывало из тонкой шёлковой ткани или большая шёлковая шаль — дань мусульманским и более древним традициям, а также маркер статуса и положения женщины.

Основой для реконструкции костюма татарки послужили уникальные предметы одежды из музейных фондов:

  • бархатный камзол конца XIX века,
  • бархатный калфак с золотной вышивкой, принадлежавший той же женщине,
  • нагрудник изү конца XIX — начала XX века с позументом, шёлковыми и бархатными вставками.

Эти уникальные вещи стали одними из первых поступлений в фонды Челябинского краеведческого музея. Большим подспорьем в воссоздании комплекса праздничной женской одежды стала коллекция старинных фотографий этнографа, учёного и путешественника Михаила Круковского, запечатлевшего образы жителей Южного Урала во время экспедиции 1908 года.

Второй выпуск: рабочая мужская одежда башкир начала XX века

Башкиры — самоназвание башкорт, башкир, один из тюркских народов Урала и Поволжья. На Южный Урал предки современных башкир пришли в конце IX — начале X веков. На рубеже ХIХ — начала ХХ веков большая часть башкирского населения Южного Урала, наряду с земледелием, занималась полукочевым скотоводством, проживая зимой в селениях, а летом переходя с места на место вслед за своими многочисленными стадами. Сохранялись также многочисленные традиционные промыслы, такие как охота, рыболовство, бортничество.

→ Самым сложным для реконструкции является рабочий мужской костюм, так как рабочая одежда сохранялась очень плохо. Поэтому башкирская мужская рабочая рубаха, хранящаяся в фондах Исторического музея Южного Урала, может по праву считаться уникальным предметом. Источниками для реконструкции образа башкирского рабочего стали фотографии, сделанные на Урале М. А. Круковским и С. М. Прокудиным-Горским в начале XX века.

Основой мужского костюма была рубаха күлдәк туникообразного покроя и штаны с широким шагом ыштан из тканей домашнего производства. Поверх рубахи надевали камзол из ткани плотного переплетения на подкладе или казакин с коротким рукавом, не стесняющий движений в дороге или во время работы. Верхняя одежда дополнялась тканевым поясом билбау, опоясывающим фигуру несколько раз. Пояс служил не только для фиксации одежды, чтобы не распахивались полы, но и для того, чтобы затыкать за него рабочие рукавицы, инструменты.

Обязателен был головной убор, защищающий от ветра, непогоды, холода или солнечных лучей. Тюбетейка таҡыя түбәтәй для мужчин-мусульман являлась традиционным головным убором, который надевали как самостоятельно, так и в качестве нижнего. В летнее время мужчины носили валяные широкополые шляпы ҡалпаҡ. Башкиры владели несколькими способами изготовления войлока и для изделий небольших форм (шляп, в том числе) войлок катали вручную.

Самой доступной, недорогой и удобной обувью для работы и в поле, и на промысле были лапти сабата, закрепляемые на ноги с помощью оборов поверх портянок аяҡ сылғауы, нарезанных из льняного или конопляного холста.

Третий выпуск: традиционный костюм нагайбаков

Нагайбаки – уникальная тюркоязычная группа крещёного населения Южного Урала. Их культура формировалась под влиянием казачьего уклада — нагайбаки входили в Оренбургское казачье войско с XVIII века и сохранили самобытные черты в традиционной одежде. На Урале проживают две группы этого народа – северные «бакалы» из Чебаркульского и Уйского районов и южные «нагайбаклар» из Нагайбакского района Челябинской области.

Мужчины-нагайбаки, принадлежавшие к казачьему сословию, в повседневной жизни носили форму Оренбургского казачьего войска или её элементы – фуражки и шаровары. На сохранившихся парадных фотографиях они чаще всего запечатлены именно в этом военном обмундировании, что подчёркивает их особый статус.

Женский нагайбакский костюм – настоящая сокровищница старинных элементов. Вплоть до середины XX века женщины шили одежду из домотканых материалов, искусно сочетая крупно- и мелкоклетчатые узоры с полосами цветного закладного ткачества.

Основные элементы:
→ Рубаха (күлмәк) – туникообразного кроя, с богатым орнаментом.
→ Фартук (алчүпрәк) – дополненный узорными вставками.
→ Нагрудное украшение (муенса) – с массивными монетами, придающее костюму особую нарядность.
→ Головной убор – многослойный:

  • сүрәкә – традиционный верхний убор,
  • под ним – волосник (мәләнчек),
  • поверх – фабричный платок.

В прошлом комплект дополняли височные подвески (җилкәлек, чигэчэ) с серебряными монетами.

Верхняя одежда и аксессуары:

→ Жилян (җилән) – элегантный приталенный халат с расклешённым подолом, который шили на заказ из чёрного сатина, бархата или кашемира.
→ Праздничный вариант – яркие жиляны малинового или сиреневого оттенков, которые надевали на свадьбу.
→ Пояс (билбау, эзәр) – шерстяной, с вытканными узорами или надписями, завершающий образ.

Уникальные фотографии начала XX века Михаила Круковского сохранили для нас облик северных нагайбаков («бакалов») в традиционных костюмах. Сегодня полные комплекты этой самобытной одежды можно увидеть в фондах Исторического музея Южного Урала, где они бережно хранятся как часть культурного наследия края.

Четвертый выпуск: казахский мужской праздничный костюм

Традиционными землями проживания казахов на Урале были степные территории южнее реки Уй. Основой хозяйства являлось кочевое скотоводство. Дальние перемещения оказывали влияние на традиционный костюм – на его состав, крой и материалы.

Крой традиционной одежды казахов восходит к общетюркскому степному туникообразному типу и сохраняет множество древних черт. Это рациональность в использовании материалов (в основном домашней выделки: шерстяные, льняные и конопляные ткани, сукно, кожа, мех домашних животных), расширяющийся подол (особенность кочевого образа жизни), единство покроев одежды представителей разных возрастов и полов. Для праздничной одежды выбирались дорогие покупные ткани, очень ценился мех диких пушных зверей: чёрно-бурой и рыжей лисицы, куницы, соболя, бобра.

Мы представляем вам казахский мужской праздничный комплекс одежды. Он состоит из широкой туникообразной рубахи көйлек с отложным воротником, штанов шалбар с широким шагом из домотканого холста, камзола из плотной ткани. Верхняя распашная одежда шапан из шёлковой ткани среднеазиатского производства подпоясывалась длинным широким поясом белбеу. Дополняют костюм кожаные сапоги етик и шапка борик, отделанная мехом.
Этот праздничный комплект одежды молодого зажиточного казаха может быть представлен и в «домашней» (рубаха, штаны, камзол, тюбетейка), и в выходной «уличной» форме, дополненной верхней одеждой с поясом и меховой шапкой.

Основой для реконструкции стёганого шапана стал уникальный предмет из фондов Исторического музея Южного Урала. Верх халата пошит из полосатого шёлка, а подклад из домоткани кубового крашения. Подборта сшиты из фрагментов шёлка с икатным (стрельчатым) узором. Шапан передан в дар музею А. Я. Зайнуллиной, принадлежал её прадеду, родившемуся в 1830-е годы, и носившему эту вещь, предположительно в середине-конце XIX века.

Пятый выпуск: костюм городской девушки начала XX века

В начале XX века в женской татарской одежде в городах произошли значительные изменения. Традиционные комплексы, состоящие из платья и камзола, под влиянием моды уступают место мещанской одежде — блузам и юбкам. На фотографиях татарские девушки начала XX века почти не отличаются нарядом от русских горожанок.

Единственным элементом общенационального татарского костюма, ярко показывающим этническую принадлежность, остался небольшой калфак. Он уже не покрывал голову, как раньше, а прикалывался к причёске. Такие калфаки шили из бархата и украшали чаще всего вышивкой жемчугом или бисером. Девушки надевали такой калфачок-наколку сначала с традиционной причёской — двумя косами, — а позже и с модными городскими причёсками. Женщины по традиции поверх накидывали шаль.

Традиционные женские украшения также выходят из употребления. Нагрудники на тканевой основе и массивные ювелирные подвески уступают место ожерельям с цепочками. В начале XX века такие ожерелья сменяются модными бусами и цепочками. Миндалевидные серьги с бирюзой алка, которые за Уралом также принято было называть казан сыргасы, уступают место распространённым в то время калачам.

Представляем вашему вниманию стилизованный собирательный образ городской татарской девушки начала XX века. В нем вы можете увидеть и модный городской костюм того времени, и старинные украшения, принадлежащие самой модели. А вот калфак-наколка является копией подлинного предмета из фондового собрания Исторического музея Южного Урала. Он, как и многие предметы татарской коллекции, поступил в музей ещё при первом директоре Иване Горохове.

Шестой выпуск: костюм татар-мишарей

Мишари ―  это субэтническая группа татар Поволжья и Урала. Большая часть татар-мишарей проживает на территории Рязанской, Тамбовской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Саратовской областей, в некоторых районах Татарстана, Мордовии, Чувашии Башкортостана.

На Урале мишари живут в поселениях Кунашакского района Челябинской области, и небольшое количество в восточных районах Свердловской области. Они расселены среди этнических групп татар и башкир, и на протяжении многих лет их материальная и духовная культура, а также язык развивались в едином ключе, и многие отличия нивелировались.

Традиционный костюм мишарей восходит к комплексу сельской одежды тюркского населения Урала. С начала XX века праздничная одежда практически полностью шилась из покупных тканей. Появляется возможность приобретать материалы всевозможных цветов, и женский костюм зачастую представляет контрастные и очень яркие сочетания.

В коллекции Исторического музея Южного Урала хранится несколько предметов, принадлежащих к традиционному костюму мишарей. Это платье и несколько фартуков. Предметы были собраны в Кунашакском районе коллекционером Кабиром Ямиловым.

Вероятно, данный костюм принадлежал молодой девушке, о чём говорят и яркие сочетания цветов, использованных для пошива одежды, и обилие декоративных элементов – несколько оборок на платье (бала итәк), украшенных вышивкой, застрочки и складки, а также наличие фигурной машинной вышивки на плечах.

Этот костюм демонстрирует интересную технику декорирования. Элементы, вышитые контурным тамбуром, заполнены ковровым швом шерстяными нитками. Такая техника была распространена и у соседнего русского населения. Фартук алъяпкыч являлся обязательной частью женского костюма. Здесь у передника отсутствует верхняя нагрудная часть, что может также свидетельствовать о влиянии русского населения края.

Для сельской местности характерно бытование накосников, собранных из монет, особенно в девичьем костюме. Дополняет образ фабричный платок и бусы из янтаря гәрәбә. Чулки из овечьей шерсти йон оек связаны с ажурным верхом и так называемой “татарской” пяткой, этот элемент костюма широко распространён у татар Урала.

Седьмой выпуск: традиционный башкирский женский костюм начала XX века

В первой трети ХХ века комплекс башкирской женской традиционной одежды сохраняется в том же составе, что и в конце XIX века, но происходит изменение кроя.

Длиннополые туникообразные рубахи заменяются на отрезные по талии и украшенные декоративными оборками-воланами. Подол укорачивается и доходит, как правило, до середины голени.

Камзол также становится уже и короче. Характерной особенностью камзола у зауральских башкир были пришитые по несколько в ряд серебряные монеты, которые со временем заменялись советскими из недрагоценных металлов. К середине XX века этот предмет одежды становится в большей степени атрибутом костюма взрослых женщин.

В старину костюм башкирской женщины дополнял целый набор разнообразных украшений из кораллов, бисера, монет, серебрянных подвесок, брошей с камнями. Массивные нагрудные украшения, браслеты, чулпы оставались в ХХ веке (вплоть до середины столетия) частью праздничного или обрядового костюма.

Ярким маркером башкирского костюма территории Южного Урала является нагрудник яға, украшенный монетами, сеткой из кораллов и нашитыми поверх брошами с полудрагоценными камнями (сердоликом, бирюзой), снизу он заканчивался коралловой бахромой.

В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится коллекция таких нагрудников. Каждый из них имеет свою уникальную композицию. На видео один из них, бытовавший в селе Кулуево Аргаяшского района Челябинской области до середины XX века.

Форма нагрудника как бы объединяет воротниковое ожерелье и собственно сам нагрудник, обе части выделены нашитыми кораллами и монетами. Основа его – домотканое сукно, обшитое хлопчатобумажной тканью. Нагрудник имел значительный вес и фиксировался плотным широким поясом.

В костюме зауральских башкир ещё в начале ХХ века зафиксировано ношение на больших праздниках нагрудного яға с идентичным украшением на спине. Нагрудник яга и наспинник иңhәлек, соединяясь на плечах, представляли собой единое полотно с прорезью для головы, закрывающее торс женщины спереди и сзади.

Исследователь С. И. Руденко зафиксировал ношение наспинных украшений, которые достаточно быстро вышли из употребления вследствие ухудшения экономических условий жизни и упрощения костюма в целом.

Восьмой выпуск: костюм мальчика из села Аракаево

Обширные территории Урала в старину относились к вотчинным землям башкир. В начале XIX века территория делилась на башкирские кантоны. На общинные земли селились припущенниками татары, тептяри и представители многих других народов, вотчинные башкирские земли также приобретались заводами.

Часть земель была приобретена Михайловским железоделательным заводом, начавшим свою работу в 1808 году. На этот период приходится большой приток людей разных национальностей, переселявшихся с семьями, а также приходивших на временные работы на завод.

Эта территория и сейчас представляет собой пёстрое полотно поселений, образованных людьми разных национальностей (башкир, татар, марийцев, русских). Тюркское население здесь обладает сложным этническим самосознанием, сохраняет память и этнокультурные особенности разных этнических групп.

Аракаево – одно из сёл, расположенных на этой территории. Название, по одной из версий, получило по имени жителя деревни, башкирского старшины Аракая, от него пошёл род Ракаевых. Национальный культурный комплекс села Аракаева бережно хранит обширный фонд старинной традиционной одежды и предметов быта, восстанавливает родовые «шежере», показывающие население этого места нескольких веков.

Представляем вам комплекс праздничной одежды для мальчика из фондов музея с. Аракаево, вышитый и сшитый жительницей села Тайбой Субангуловой для своего сына в начале 1940-х годов. Начиная с 12-14 лет подростки начинали ходить на вечёрки, существовала традиция посиделок молодёжи «аулак өй». Возможно, костюм был сшит для таких случаев. В таком наряде мальчик-подросток мог принять участие и в большом ежегодном празднике сабантуй.

Комплекс одежды состоит из сшитой из хлопчатобумажной покупной ткани рубахи күлмәк и штанов ыштан из домотканого полосатого льна. Рубаха украшена тамбурной вышивкой с растительным орнаментом чёрного цвета. Монохромная вышивка на мужской одежде – типичное явление для этих мест, одежда выглядит празднично и торжественно. Костюм дополняет обязательный для мужского мусульманского населения края головной убор түбәтәй.

Благодарим за помощь в работе над проектом директора Национального культурного комплекса с. Аракаево Салавата Губаева.

Девятый выпуск: праздничный женский костюм из села Аракаево первой половины XX века

В девятом выпуске этнопроекта «Уральский взгляд: матур кием» мы погружаемся в историю женского наряда из села Аракаево Нижнесергинского района. Оригиналы этих предметов хранятся в музее Национального культурного комплекса села Аракаево.

Исследователи считают, что полихромная тамбурная вышивка, богато украшающая праздничную одежду и представляющая визитную карточку этих мест, возникла на рубеже XIX и XX веков и заменила собой узорное выборное и закладное ткачество. Нужно заметить, что и вышивка, и ткачество существовали длительный период времени вместе, применяясь для украшения разных предметов.

С распространением покупных тканей, развивается и особая техника декорирования костюмов — вышивка тамбуром с помощью крючка каю (в отличие от вышивки иглой чигү). Наиболее старинные образцы вышитых в этой технике платьев и фартуков сшиты из чёрного сатина.

Позже появляется возможность шить и декорировать предметы одежды из тканей других цветов, и возникают яркие сочетания красного платья и черного фартука, и наоборот, множество других контрастных и неожиданных для современного человека сочетаний цвета в костюме, но это сочетание чёрного платья и чёрного фартука по-прежнему считается и красивым, и нарядным, и более старинным.

Праздничный костюм дополнялся нагрудником с плотными рядами серебряных монет муенса. К нагруднику пришивали плотный прошитый фигурными строчками пояс аркалык из ткани в несколько слоёв, который плотно обхватывал торс женщины. В таком костюме молодушки в первый год своей замужней жизни ходили на покос, традиция эта сохранялась вплоть до середины ХХ века в Нижнесергинском районе.

Обязательным в женском костюме был головной убор, состоящий из небольшой плоской шапочки – калфака, вышитого жемчугом (или бисером под мелкий жемчуг) әнҗе калфак и головного платка яулык, завязанного за два соседних угла и спущенного на спину.

В середине ХХ века самодельная обувь практически полностью была заменена покупной, наиболее любимой и удобной обувью в сельской местности были галоши разных видов, летом носили низкие галоши сай калуш, которые надевали на вязаные чулки или носки.

Десятый выпуск: башкирский свадебный мужской костюм

Праздничный обрядовый мужской костюм был очень красочным и ярким, а по своей форме близок к повседневному костюму. В первой трети ХХ века на смену туникообразным рубахам с отложным воротником приходят упрощённые и более унифицированные формы, стирающие различия в мужском костюме соседних народов.

Представленный в этом выпуске мужской свадебный башкирский костюм в полной мере отражает эти изменения. Он создан по этнографическим образцам и источникам из Сафакулевского района Курганской области.

Обрядовый свадебный костюм сочетает в себе старые и новые формы и материалы, а также декоративные техники. Обязательными были полосатые красно-синие домотканые штаны с широким шагом (это старинная форма), зачастую богато-орнаментированные в технике выборного ткачества. Существовал особый термин для таких штанов «кияү ыштан» ― штаны жениха, их готовила невеста к свадьбе в качестве подарка.

Обязательный элемент мужской одежды ― головной убор түбәтәй, который изготавливался на свадьбу из дорогих материалов (бархата), украшался вышивкой и фигурными строчками.

Костюм жениха от других гостей мужского пола на свадьбе отличало большое количество ярких аксессуаров: широкий пояс из цветного ситца (красного, зеленого, голубого цвета), декорированный цветной вышивкой, длинный кошель для денег тоҡсай, аҡса янсығы. Все эти предметы должны были показать зажиточность жениха, а также продемонстрировать мастерство невесты ― некоторые из вещей она готовила в подарок и одаривала суженого на свадьбе.

Особо нужно отметить яркую декоративность и разнообразие техник, используемых в вышивке. Наряду с широко распространённым тамбурным швом (низкий плотный тамбур, косая сетка), использовалась старинная башкирская вышивка счётной гладью шёлковыми и хлопчатобумажными нитями. Вышивка прокладывалась по счёту нитей холста и позволяла использовать геометрические орнаменты, сохранившиеся веками и восходящие к древним орнаментальным мотивам.

Впоследствии, с распространением фабричных тканей, счётная вышивка сохранялась для декорирования обрядовой свадебной одежды (рубахи жениха, пояса билбау и др.). И, учитывая фабричное переплетение хлопчатобумажных нитей, вышивка становилась ещё более мелкой и филигранной. До середины XX века эта техника сохранилась лишь в нескольких районах проживания зауральских башкир.

Одиннадцатый выпуск: башкирский женский свадебный костюм первой половины XX века

Представляем последний и самый яркий выпуск проекта «Уральский взгляд: матур кием». В нём расскажем о башкирском женском свадебном костюме, взяв в качестве этнографического образца костюм из деревни Яраткулова Аргаяшского района Челябинской области конца 20-х годов ХХ века.

Этот наряд девушка шила перед свадьбой, а потом какое-то время носила его в качестве сценического костюма для выступлений в ансамбле художественной самодеятельности. В середине XX века костюм поступил в фонды Государственного исторического музея Южного Урала.

Для зауральских башкир Аргаяшского района самыми любимыми техниками вышивки на протяжении XX века были двойной и широкий тамбур. Именно в этих техниках вышит яраткуловский костюм. Он, как и вся обрядовая одежда, сохраняет архаичные представления и несет в себе черты прошлых эпох — традиционные детали и элементы. Комплекс включает нательную рубаху, нагрудник, фартук, сложный головной убор с массивными серебряными украшениями и головным покрывалом, а также и архаичную по форме обувь.

Богатая вышивка украшает все детали костюма: ворот, плечевые вставки, манжеты, нагрудную планку и подол рубахи. Узоры мы видим также на грудке, карманах и подоле фартука, головном уборе ҡалпаҡ и задней части обуви сарыҡ. Такие яркие цвета и сложный декор одежды призваны выделить невесту. Также в этот период сохраняются представления об обережных функциях орнамента.

Башкирская вышивка отличается большим разнообразием уникальных техник и мотивов. На протяжении первой половины ХХ столетия сохраняются кускарные (завитки, гребёнки и дуги), геометрические и растительные (цветочные) узоры.

Особо нужно отметить сложный головной убор, который отличает население Южного Урала: небольшую шапочку с плоским верхом и околышем, украшенным бисерной вышивкой — ҡалпаҡ, бәләҡәй ҡалпаҡ. К нему прилагается головное покрывало из двух неразрезанных так называемых «французских» платков ҡушъяулык, заменивших более старинные формы покрывал.

Головное покрывало по верхнему краю украшалось золотным позументом, и крепилось на голове с помощью подбородочной тесьмы һаҡалдырыҡ, зашитой одним или несколькими рядами серебряных монет. Такой головной убор молодушка носила в течение нескольких лет после свадьбы, обозначая своё семейное положение.

Обязательным был и массивный нагрудник с монетами и кораллами яға, который передавался от матери к дочери и сохранялся в семьях на протяжении первой половины ХХ века.

Отличительной чертой костюма этих мест является старинная обувь сарыҡ, сарык ҡата. Она состояла из поршня, изготовленного из сыромятной кожи, и голенища из белого сукна. Голенище пришивалось к кожаной галоше и сверху подвязывалось на ноге плетёным шнурком ҡунысбау. Женские сарыҡ сзади были богато украшены аппликацией сукном и покупными хлопчатобумажными тканями, оформленной в виде арки. Исследователи считают, что арочная композиция орнамента носит особый обережный смысл. Мужские сарыҡ украшались аппликациями из кожаных треугольников. Эту обувь носили с чулками ойоҡ или портянками сылғау.

Напомним, что новый сезон этнографического видеопроекта «Уральский взгляд» под названием «Матур кием», в котором представлены народные костюмы тюркоязычного населения нашего региона, Государственный исторический музей Южного Урала запустил летом 2025 года совместно с Центром традиционной культуры Южного Урала.

Другие записи

Все записи