Слепить из глины горшочек по забытой технологии бронзового века, своими руками отчеканить металлическую бляшку-украшение, увидеть в действии конские псалии и понять, для чего они были нужны, а также посмотреть фильм про смелые эксперименты археологов и подержать в руках реплику боевого топора из «Страны городов» — вот что увлекает детей на интерактивном занятии «Южноуральцы бронзового века» в Детском музее.
Театр, фильм, эксперимент, мастер-класс и новодел. Как узнать всё о бронзовом веке?


Пожалуй, именно такая встреча с историей — одна из самых притягательных для пятиклассников. Почему? Здесь наглядно и интересно рассказывают про легендарные укрепленные городища Аркаим и Синташту, про первых металлургов, которые четыре тысячи лет назад обосновались в уральских степях, и про боевые колесницы — самые древние в мире найдены у нас, на Южном Урале.
Как увлекает спектакль в исполнении научных сотрудников Исторического музея Южного Урала с текстами из индоарийской Ригведы — самого раннего религиозного сочинения в мире! Действо с музыкой, костюмами, пылающим огнем в очаге (пламя искусственное, но впечатляет сильно!) и антуражем эпохи вдохновляет подумать — а что же происходило в наших краях, когда на планете процветали могучие цивилизации Египта, Индии и Месопотамии, о которых так много написано в учебниках древней истории?
Кто жил на наших землях тысячелетия назад, на каком языке говорили эти люди, как они называли себя, а также эти горы, реки и степи, окружающие сегодня нас с вами? В какие силы верили и куда потом ушли, оставив в наследство потомкам лишь знаменитые укрепленные поселения, первые металлургические технологии, глиняные горшки с отпечатками грубой ткани внутри и бронзовые предметы для войны и красоты?
Южноуральцы бронзового века не подарили нам письменных свидетельств, но археологи знают, как они выглядели (реконструкции лиц жителей «Страны городов» по найденным черепам есть в экспозиции музея), как одевались и какими украшениями были богаты, какое оружие предпочитали в бою и как вели домашнее хозяйство.
Ребята с гордостью и любопытством рассматривают подлинные находки и держат в руках современные реплики — костяные псалии и древние приспособления для выплавки меди (сопла и тигели), литейные формы, а также бронзовые ножи и топоры, наконечники стрел и фрагменты керамических сосудов, украшенные одним и тем же простым и таинственным узором. И начинают живо представлять себе героев той эпохи, жителей Аркаима и Синташты!
Что такое бронза, откуда брали медную руду, и причём здесь Уральские горы? Какая температура была в глиняных печах первых металлургов? Почему медь зеленеет со временем, а бронзовые браслеты женщины носили поверх рукавов одежды? Как управляли колесницей и зачем полировали топоры? Вопросов много, и ответы удивляют.
После экскурсии, просмотра фрагмента фильма о жизни людей в эпоху бронзы, театрального представления и тактильного знакомства с экспериментальными копиями древних предметов, происходит кульминация музейного занятия. Перенестись на четыре тысячи лет назад школьникам помогли ручные технологии того времени, которые они освоили на практическом занятии.
Ребята смастерили на память медные подвески с разнообразными узорами, используя те подручные средства и материалы, которые были в ходу у далёких предков, — деревянные дощечки, кожаные и войлочные подкладки, камни и металлические чеканы разных форм. Орнаменты для ювелирных изделий выбирали из фотографий и зарисовок образцов, найденных при изучении памятников бронзового века на территории Челябинской области.
А научиться делать глиняные горшки без гончарного круга оказалось не так-то просто. Но есть интересный способ — его как раз придумали в бронзовом веке! Тогда сосуды, необходимые для приготовления, хранения и приёма пищи, лепили один на другом, подкладывая мокрую льняную ткань. В качестве основы в музее используют устойчивые деревянные болванки, а для украшения готовых горшочков юные мастера взяли точно такие же инструменты, какие были у гончаров бронзового века.
Свои поделки ребята, конечно же, забрали домой, чтобы навсегда запомнить встречу с древнейшей историей родного края в Детском музее.
Вообще, любое из четырех занятий музейного цикла «Край родной в далёком прошлом» затягивает так, что впечатлений у детей хватает на целый учебный год, а то и на кандидатскую диссертацию — в будущем. Кто знает..?