В преддверии открытия выставки «Пещера» состоялась встреча «Археологический памятник в масс-медиа», посвященная выходу одноименного фильма. В качестве спикеров организаторы — музеологи Челябинского института культуры — пригласили в том числе специалистов Исторического музея Южного Урала.
Сотрудники музея приняли участие в дискуссии об Игнатьевской пещере


Участниками диалога о сохранении Игнатьевской пещеры стали: Анна Машарова — куратор выставки; Алексей Туев — научный сотрудник ГИМ ЮУ и герой пятисерийного фильма «Пещера», снятого медиахолдингом «Гранада Пресс» в 2024 году, а также научный сотрудник экспозиции «Детский музей» Ирина Банникова.
Заинтересованное участие в дискуссии приняли также специалисты по охранной археологии, сотрудники Научно-образовательного центра изучения природы и человека ЮУРГУ и Фонда содействия сохранению наследия «Южный Урал».
По словам ученых, в Европе открыто более 300 пещер с рисунками древних людей, а в России известно лишь три таких достопримечательности, и две из них находятся на западе Челябинской области — это Игнатьевская и Серпиевская пещеры. Третьим и самым известным памятником первобытной живописи на территории РФ является Капова пещера (Шульган-Таш) в Башкирии.
Однако сегодня Игнатьевская пещера закрыта, и проникновение в неё является нарушением закона. Но «закрытая пещера никому не нужна!» — так считают некоторые эксперты дискуссии. И во многом они правы.
На первый взгляд, исторический и природный памятник сохраняется лучше, если о нем знает меньше людей. Но проблема гораздо глубже. Ведь существуют «чёрные археологи», промышленные компании, охочие до сенсаций журналисты и, наконец, местное население.
Нужно ли открыть пещеру для посещения, или наоборот, — закрыть навсегда и для всех? Или охрана этого памятника и спасение его от уничтожения возможны через научное просвещение и развитие интереса?
По мнению музейных специалистов, археология в грамотной подаче гораздо увлекательнее спекулятивных «конспирологических» теорий. Поэтому главным выводом дискуссии, с которым согласились все участники, стала необходимость умной и деликатной популяризации.
К сохранению культурного, исторического и природного наследия лучше идти не через табу, а через интерес, формируя таким образом экологичные и бережные модели поведения.
Фото: пресс-служба ЧГИК