Загрузка...
27439

Ручная работа, мех северного оленя, металлические фигурки-обереги, звенящие подвески и солярные символы — настоящий ритуальный нагрудник селькупского шамана выставлен в Государственном историческом музее Южного Урала.

Ценный предмет приехал в Челябинск из города Салехарда, он хранится в фондах Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени Ивана Шемановского и путешествует вместе с мумией детеныша мамонта Любой по городам России.

Необычный и даже мистический шаманский атрибут сразу же вызвал интерес у челябинских зрителей.

«Что это за доска с разными амулетами? Расскажите, пожалуйста, почему на ней так много ярких отрезков ткани? Нам все это очень интересно», — спрашивает посетитель музея Наталья Карпецкая в комментариях к одному из постов о выставке «Время мамонтов. Долгий сон мамонтёнка Любы» в социальных сетях ГИМ ЮУ.

Специалисты из Салехарда поясняют, что нагрудник действительно принадлежал шаману из селькупской династии Чекурминых, и был приобретен Ямало-Ненецким музейно-выставочным комплексом в селе Толька Красноселькупского района в 80-е годы XX века.

— Этот нагрудник является неотъемлемой частью ритуального облачения селькупского шамана, — рассказывает Галина Карзанова, старший научный сотрудник сектора естественной истории Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени Ивана Шемановского. — Он выполнял роль доспехов в борьбе со злыми духами в ментальных путешествиях шамана. Условно нагрудник разделен на три сегмента — три яруса мироздания селькупской вселенной. Границами миров выступают металлические пластины — помосты для духов, на которые усаживаются призываемые шаманом его духи-помощники.

Дополнительно к нагруднику подвешены круглые солярные символы, которые выполняют роль ориентиров для шамана в процессе его путешествий по различным мирам. Главным и, пожалуй, самым важным для шамана духом-помощником является журавль, который крепится в верхней части нагрудника. В нижней части нагрудника пришита подвеска, изображающая грудную кость птицы, что свидетельствует о наличии зооморфизма у селькупских шаманов.

За более подробной информацией о значении и назначении нагрудника в селькупском шаманизме Галина Карзанова рекомендует обратиться к научной статье эксперта-этнографа Екатерины Прокофьевой «Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана», опубликованной в 11 томе сборника Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры), изданного в 1949 году (С. 335-375).

 Фото: Максим Лисовский

Другие записи

Все записи