Загрузка...

В минувшие выходные в Историческом музее Южного Урала с успехом прошёл девятый фестиваль современного искусства. Челябинцев порадовали творческие встречи с местными искусствоведами и гостями из других городов, три мастер-класса, аудио-визуальный перформанс и, конечно же, яркая выставка.

Хедлайнером и автором заглавного выставочного проекта «Кто-то… Где-то…» стал молодой художник из Краснодара Александр Душевный, который показал проекционный перформанс, создал новый арт-объект в режиме реального времени с онлайн-трансляцией и подробно рассказал о своих работах.

Синяк под глазом античной скульптуры Давида, бигуди на волосах Гомера, расстрелянный Лаокоон в берете легендарного Че Гевары, лысый Аполлон и другие классические персонажи стали аллюзией современного мира в работах карикатуриста и скульптора.

Шутливо и глубокомысленно автор говорит о важном: о судьбе и случае, об имидже и личных границах, об эмпатии и трагедии, о взаимной поддержке и понимании, об этических нормах и экологии, о прошлом и будущем. С тонким юмором художник смело рассуждает об острых темах, и это смех навзрыд, ведь грань между прекрасным и уродливым в современном мире тонка, а мышление людей перегружено эстетикой, подтекстом и отсылками.

Здесь нет эпатажа — замысел выставки очень прост: двойственность мироздания и человеческого сознания. А современное искусство лишь инструмент и повод, чтобы встретиться и поговорить.

— Как можно радоваться и веселиться, пока кто-то где-то страдает, и в мире происходят катастрофы? Но ведь есть в жизни и радость, и солнце, и простое счастье, — спорят друг с другом говорящие головы в проекционном перформансе, который показал Александр Душевный. А что выбрать — каждый зритель решает для себя сам.

— Скульптура позволяет затронуть глубокие темы, и при этом разговаривать на тонком уровне искусства, — поясняет Александр Душевный. — Творец, конечно, не пророк, но что-то есть в творчестве такое, когда ты невольно транслируешь события на каком-то параллельном уровне синхронности.

Гостьей открытия фестиваля стала общественный деятель, учредитель Фонда 2020 и первая леди Челябинской области Ирина Текслер. Она отметила, что выставка «Кто-то… Где-то…» — это и про искусство, и про эмоции.

— Эта экспозиция затрагивает каждого из нас, и мне кажется, она получилась очень русская, потому что именно русский человек — очень сопереживающий, — отмечает Ирина Текслер. — Мы пропускаем всё вокруг через себя, это черта и ментальность русского человека, наш характер. Мы все — часть этого мира, и выставка как раз про то, что мы едины, и все наши чувства, эмоции, эмпатия — вшиты в наш исходный код.

Фишка девятого челябинского фестиваля современного искусства — контрасты. Новое чёрное оформление стен Музейно-выставочного центра и белоснежные гипсовые бюсты античных героев и богов, красная подсветка и заклеенные светонепроницаемой пленкой окна. Авторская музыка задаёт активный ритм для мыслительной деятельности и ручного творчества. На полу — битое стекло, а в зоне лектория лежат кресла-мешки для уютных раздумий и интересных бесед.

Директор Исторического музея Южного Урала Полина Глинских пояснила, что фестиваль современного искусства — это замечательный шанс порефлексировать и проанализировать то, что происходит сейчас в мире и внутри нас.

— Мы стремились дать возможность челябинцам стать сопричастными к искусству всероссийского масштаба, потому Александр Душевный — это федерального масштаба скульптор, в этом году он вошел в ТОП-3 премии Russian Creative Awards, о нем говорят, — прокомментировала Полина Глинских. — Фестиваль имеет многолетнюю традицию и позволяет всем желающим узнать, что такое современное искусство. Оно бывает разным, но его отличительной чертой является работа с образами, переработка в актуальном контексте того, что было создано до нас, поиск новых смыслов.

О новых смыслах в искусстве и о новой жизни для старинных зданий, заброшенных территорий и пространств рассказали на своих лекциях гости — Ольга Темникова, директор Музейного центра «Площадь мира» города Красноярска, и челябинские искусствоведы и кураторы творческих проектов по осмыслению городской среды Марина Денкевич и Анна Леготина.

На примере своих учреждений спикеры показали, что молодым художникам необходима поддержка от меценатов, государства и экспертов — чтобы те, кто создаёт современное искусство, понимали, что их работа востребована, её ценят и имеют возможность видеть зрители.

— Факты из истории нашего города — это благодатное поле для художников, осваивающих реальность, прошлое и новые идеи с помощью эстетических и визуальных средств, — говорят Марина Денкевич и Анна Леготина. — Сегодня мы развиваем бренд челябинских художников, создаём среду для творчества, смотрим на практику других городов и стараемся не прерывать эту инициативу.

Эксперты объясняют, что современное искусство всегда переплетается с прошлым, но актуализировано мультимедийными средствами, художественно-драматическими методами, наполнено большой смысловой и эмоциональной нагрузкой.

— Современное искусство в России — это тонко и сложно, ведь художники отражают историю и события настоящего времени, — говорит Ольга Темникова, настоящий профессионал в деле развития новаторского творчества молодых российских авторов и руководитель самого крупного в Сибири и за Уралом хранилища подлинного прогрессивного искусства новой эпохи. — Современное искусство — это не только провокация, но и красота, эстетика, оно поднимает важные вопросы. Оно про людей и про территории, оно близко нашим современникам.

Работать с настоящим, придавать ему смыслы и говорить об этом, знакомить зрителей с творчеством сегодняшних мастеров и взаимодействовать с ними — это большая смелость, ответственность и риск для кураторов. Ведь современное искусство может стать, а может и не стать классикой для будущих поколений. Но эта работа, в любом случае, оправдана, и лучшее тому доказательство — это многочисленные зрители, которые тянутся в музей на мастер-классы и лекции, задают вопросы, стремятся обсудить увиденное и делятся своими впечатлениями друг с другом и с организаторами.

И здорово, что каждый вид актуального искусства находит своё предназначение и публику. Даже такой сложный для осмысления и восприятия, как аудио-визуальный перформанс Machinery Breakdown от творческой коллаборации челябинских творцов — видео-художницы Magiaova (Маша Кириллова) и электронного музыкального проекта Лизы Стрелецкой пр.NaN.

Девушек и их поклонников привлекает музыкальный стиль глитч-арт — искусство ошибки, цифровых помех, где выразительными средствами являются физическое манипулирование электронными устройствами и разрушение цифрового кода. Звук в колонках и изображение на экране живут в своем мире и вершат себя сами, приглашая авторов к совместному творчеству. «Нервный срыв машин» — интересный продукт для осмысления роли человека в мире искусственного интеллекта, о котором много говорили участники фестиваля.

— Когда техника даёт сбой, нужно дать ей больше свободы, сломать цифровую сеть и зафиксировать ошибки звуков и искажения изображений, — поделились своим замыслом Мария Кириллова и Елизавета Стрелецкая.

Это необычно, уникально и странно. Прочувствовать красоту в современном искусстве, как и интерпретировать его для себя, — это задача зрителей и кураторов, которые объяснят и подчеркнут смыслы. Именно для этого и живёт в Челябинске фестиваль современного искусства, который в следующем году отметит своё десятилетие и, по словам организаторов, выйдет на улицы города, став точкой притяжения для живой и разнообразной современной культуры.

Выставка Александра Душевного «Кто-то… Где-то…» будет открыта в Музейно-выставочном центре (труда, 100, вход с набережной) до 22 декабря включительно. Вход свободный!

Другие записи

Все записи