Загрузка...
27476

Государственный исторический музей Южного Урала поздравляет православных христиан с Пасхой — Светлым Христовым Воскресением!

Это один из древнейших праздников мира, уходящий корнями в языческие времена, но не растерявший за тысячелетия своей изначальной сути и ставший главным событием в христианской традиции. Мы по сей день празднуем воскрешение жизни, обновление природы, весенний праздник возрождения и победы над смертью!

Научный сотрудник экспозиции «Детский музей» Исторического музея Южного Урала Анна Гамазова рассказала о том, как раньше праздновали Пасху на Урале: о традиционных пасхальных блюдах и домашних занятиях, о символике яйца в христианской традиции, а также о разных способах украшения яиц. 

Представляем вашему вниманию познавательное интервью со специалистом и знатоком исконной культуры наших предков, жителей Урала.

— Что же это за праздник — Пасха?

— В православной традиции Пасху называют «царём дней», «праздником всех праздников», «торжеством всех торжеств». Потому что в этот день произошло важнейшее событие для всех христиан — воскрешение Иисуса Христа. В народной традиции этот день отмечался ещё и как праздник обновления и возрождения жизни. В праздник Воскресения Христова человек должен забыть обиды, отбросить дурные мысли и больше не грешить.

— Как высчитывают день празднования Пасхи?

— В этом году Пасха поздняя, её дата пришлась на пятое мая. Вообще, у Пасхи из года в год нет конкретной даты — это переходящий церковный праздник, который обычно отмечают примерно с конца марта до начала мая. Как раз в это время природа оживает и просыпается. Высчитывают день Пасхи по лунному календарю, а он, в отличие от солнечного, подвижный. Первое воскресенье после первого полнолуния от Дня весеннего равноденствия (22 марта) — это и есть Пасха.

— Что же представляла из себя подготовка к Пасхе на Урале?

— На Урале раньше говорили — «хороший это праздник Пасха, красивый». Потому что к Пасхе хозяйки старались навести чистоту во всём доме, избавиться после зимы от всего ненужного, привести в порядок жилище.

К Пасхе в каждой семье, богатой или бедной, готовились особо: тщательно мыли весь дом с потолка до пола, белили печи, наводили порядок во дворе, покупали или шили новую одежду для всех членов семьи, мылись в бане.

Поскольку обновляется природа, то и человек, и его душа — тоже. А значит, и пространство вокруг тоже полагалось обновить, очистить. Кроме генеральной уборки, перед Пасхой старались достать всё самое лучшее и новое из сундуков — полотенца, скатерти, занавески, половики. Есть такая поговорка: «на пасху каждая щепочка рада». Это значит, что всё в доме сияло чистотой.

На Урале были весьма интересные традиции. Раньше существовало много игр в яйца, взрослые и дети ходили друг к другу в гости и обменивались крашеными яйцами, стукались ими и говорили «Христос воскрес! Воистину воскрес!» И эта традиция живёт по сей день не только на Урале.

А есть традиции, которые уже почти забыты, ушли в глубь времён. Например, на Урале раньше было так. Глава семьи разрезал варёное освящённое яйцо на всех членов семьи и раздавал каждому по кусочку. Это называлось «делиться счастьем».

— Что такое «Вербное воскресенье», и какое оно имеет отношение к Пасхе?

— К Пасхе раньше готовились в течение недели. За неделю до Пасхи отмечали Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим. Считается, что Иисуса Христа жители города приветствовали пальмовыми листьями, но у нас на Урале пальм нет, поэтому брали уже распустившиеся веточки вербы — символ здоровья и жизненной силы. Освященными в церкви ветками вербы хлестали себя по телу, а потом ставили их в божницу до следующего года, до следующего вербного воскресенья. Их нельзя было выбрасывать, только сжигать или пускать по воде в озеро или реку. Ближе к Пасхе делали «Вербные деревья» — ставили в емкость веточки и вешали на них украшенные яйца.

— Какие способы окрашивания яиц бывают?

— Существовало несколько способов окрашивания яиц. Самый распространенный — «крашенка». Это просто в один цвет. Мы и сегодня так делаем. До появления современных красителей (в конце 19 века) использовали натуральные, природные красящие вещества — луковую шелуху (красно-коричневый цвет), сухие цветки ромашки (светло-зеленый), сухие или свежие березовые листья (желтовато-зеленый), мох (зелено-серый), корень марены красильной, сок свёклы, черники и других ягод.

Есть ещё один способ — «крапанка», когда на окрашенное яйцо капают воск, а потом снова окрашивают. Получается яйцо в разноцветную крапинку.

Третий способ — самый трудоемкий и наименее распространенный на Урале. Это «писанка», когда на яйце рисуют воском с помощью специального инструмента писачкА, а потом снова окрашивают. От переселенцев из южных губерний России традиция делать затейливые «писанки» пришла и на Урал.

По мнению ученых, «писанка» — это исконная восточноевропейская традиция. Археологи обнаруживают древние «писанки» не только в России, Беларуси и на Украине, но и в Польше, Словакии, в Латвии и Литве, на Балканах, и даже в Германии.

Ещё есть так называемая «драпанка» или «шкрябанка» — когда узор или рисунок процарапывают по окрашенной поверхности яйца. 

Также перед окрашиванием был обычай приматывать к яйцу листики и травинки, чтобы получить их силуэт.

— Для чего вообще окрашивают яйца?

Традиция окрашивать яйца вообще очень древняя, и весной яйца в почёте не только у христиан, но и у большинства народов. Яйцо —  это символ возрождения жизни. В христианстве яйцо это символ Гроба Господня, из которого вышел воскресший Спаситель.

Чаще всего яйца окрашивали в красный — это символ крови Христовой. А ещё есть легенда про Марию Магдалину, которая пришла в город с корзинкой белых яиц и возвестила, что Христос воскрес. Но люди ей не поверили и сказали, что скорей яйца в её корзинке покраснеют, чем Иисус воскреснет. И тогда свершилось чудо — яйца действительно покраснели!

Крашеное или некрашеное яйцо освящали в церкви, и именно с него начинали утреннюю пасхальную трапезу. Одно освященное яичко обязательно клали на божницу до следующего года, до следующей Пасхи. Потом его либо сжигали, либо пускали по реке — выбросить было нельзя, как и прошлогодние вербные ветви.

— Какие ещё традиционные блюда готовили раньше на Пасху?

—  Начиная с Чистого четверга готовили угощение. До самой субботы красили яйца, пекли куличи и изготавливали творожную пасху — особое блюдо, сегодня почти забытое, к сожалению.

В ночь с субботы на воскресенье отправлялись всей семьей в церковь, стояли ночную службу, а под утро приходили домой и разговлялись. Завершался Великий сорокадневный пост, и можно было есть пищу скоромную — мясо, масло, яйца, мучное, молочные продукты.

На пасхальном столе во все времена можно увидеть куличи — это высокий круглый хлеб из пшеничного теста, который делали в формах. Его форма повторяет хлеб, который стоит в церкви всю пасхальную неделю и символизирует невидимое присутствие Христа. На куличе часто есть крестик из теста или символы ХВ.

Творожная или сырная пасха — это настоящее скоромное угощение, радость после Великого поста. Потому что в её составе много яиц, сливочного масла и творога. Форма для пасхи была деревянная, творожную массу в ней ставили под гнёт.

⁕⁕⁕

Представляем тематический фоторепортаж с недавнего пасхального занятия в мастерской Детского музея, на котором впервые собрались взрослые участники и научились под руководством специалиста Анны Гамазовой делать настоящую традиционную «писанку» старинным способом.

Фото: Татьяна Дудник, Анастасия Ивановская

Другие записи

Все записи