Началась Масленица, и всю неделю в Историческом музее Южного Урала проводят очень колоритные занятия для школьников, где можно познакомиться с исконными традициями этого народно-церковного праздника, чьи корни уходят в глубину веков.
Мутовка и сковородка. Как провожали зиму на Урале?


Старинные песни под балалайку и гармошку в исполнении научных сотрудников музея завораживают всех от мала до велика. А поучаствовать в небольшом домашнем спектакле про барина дети рвутся наперебой. Нарядиться в настоящие валенки и тулупы, сплясать вприсядку, сыграть в «Лакомку» и «Горелки» и от души похохотать над одноклассниками, изображающими то коня, а то и быка — это ли не истинное погружение в народную традицию?
Что готовили на Масленицу, помимо блинов, и почему всю неделю нельзя было есть мясо? Зачем топили масло? Откуда в хозяйстве бралась пахта, и для чего её использовали? Сотрудники Детского музея не только рассказывают, но и показывают юным гостям подлинные предметы из прошлого — горшки и крынки, квашню и сковородник, прялку и веретено, конскую сбрую, корзины и зимнюю одежду наших предков.
Дети увидели, какими были санки-ледянки 150-200 лет назад, узнали, что такое санные поезда и услышали, как звучит поддужный колокольчик. Самое интересное — как в старину съезжали с горки. В Масленичную неделю хоть разок прокатиться со снежной горы должен был каждый человек. Вот, например, крайне изобретательно катались женщины: они разбирали свою прялку и съезжали на её нижней части — донце.
Но не всё, что мы знаем сегодня о Масленице, действительно было в ходу у наших предков, а появилось гораздо позднее. Например, сжигание пресловутого чучела — это очень спорная традиция для Урала XIX века, как отмечают этнографы.
— Для подготовки наших занятий мы опираемся на рассказы информаторов, то есть деревенских старожилов, записанные в этнографических экспедициях, — поясняет Венера Маштак, научный сотрудник экспозиции «Детский музей». — Есть много свидетельств, что на масленичную неделю у ворот каждого дома разводили костры, где сжигали ненужные вещи, сломанную утварь, ветхую одежду, старую солому. О том, чтобы чучело зимы именно сжигали, свидетельств очень мало. Видимо, это поздняя традиция, которая могла появиться в советские годы.
Обычно, если говорить о второй половине XIX века, то в уральских деревнях было принято наряжать соломенную бабу и вывозить её на лошади, запряженной в сани, за деревню под грустные прощальные песни. Там символ уходящей зимы либо бросали в речку, либо раскидывали в поле — для будущего обильного урожая.
До конца недели в Историческом музее Южного Урала будут праздновать Масленицу и просвещать юное поколение. Не только в Детском музее, но и в залах постоянной экспозиции идут интерактивные масленичные экскурсии, стоит веселый детский гомон, звучат песни и музыка.
Ну, а грядущее воскресенье, 2 марта, будет Прощёным. По старинной русской традиции, в этот день перед началом Великого поста по сей день все друг у друга просят прощения за вольные или невольные обиды. Хорошая традиция живёт долго и не забывается, а уж музей в этом играет далеко не последнюю роль.