Марафон мастер-классов
В музее состоялся творческий марафон из шести мастер-классов от известных виртуозов фотодела. Более 250 юных участников Международного молодежного фестиваля «Без границ» прошли обучение в формате «вертушки» — поочередно перемещаясь с одной музейной локации на другую и знакомясь с опытными наставниками.
На каждом из мастер-классов ребята научились новым приёмам, узнали много полезного и заполучили в свой арсенал весьма нестандартные творческие решения. Роль преподавателей взяли на себя признанные мастера художественной и репортажной фотографии из Челябинска и Москвы.
— Побрызгайте на зеркало водой! — предлагает своим ученикам Олег Астахов, искусный знаток натюрморта и руководитель детской секции челябинской фотостудии «Каменный пояс».
Из этих экспериментов со светом, водой, зеркалами и настройками фотокамеры получается таинственный потусторонний мир, где отражения — полноправные герои кадра. Это и есть светопись и магическая атмосфера зазеркалья.
Рядом группа ребят снимает цветочные композиции. Музейный видеозал превратился в профессиональную фотостудию с большими софтбоксами и нависающими стрипбоксами — для создания объёма и световых акцентов. Фотомастер Екатерина Рябкова показывает, как можно интересно сфотографировать букеты из растений, подбирает подходящие фоны и выставляет длинную выдержку, показывая детям световую кисть в действии.
А фотолаборатория в Музейно-выставочном центре, где хранится (и иногда даже действует!) коллекция советского оборудования для проявки и печати аналоговых снимков, наполнилась удивительными картинками синего цвета — карточки висят на прищепках. Здесь Дмитрий Кочергин, искушённый практик альтернативных техник фотопечати, обучает ребят цианотипии. Каждый участник создал открытку на память в загадочно-синем цвете.
— Цианотипия — это самый простой и доступный из альтернативных способов печати, его можно освоить даже дома, потому что здесь используются самые безопасные химические растворы, которые продаются в магазинах товаров для творчества и стоят недорого, — рассказывает Дмитрий Кочергин.
Очевидный плюс цианотипии — не нужна даже специальная фотобумага, подойдёт плотная бумага для акварели или даже ткань. Можно оформить футболку, сумку-шопер. А для засветки изображения подойдёт яркий солнечный свет или даже лампа для маникюра. Это вдохновляет на дальнейшие домашние эксперименты, не правда ли?
В это время на улице, в музейном Саду камней известный челябинский ретро-фотограф и фото-шоумен Дмитрий Островский демонстрирует юным участникам старинную деревянную фотокамеру XIX века — ту самую, с птичкой, и где фотограф прячется под черным покрывалом.
Реактивы в ванночках, пинцеты и магический тёмный ящик, в котором вслепую, наощупь ребята самостоятельно проявляют свои фотокарточки, — это и есть моментальная фотосъемка как 100 лет назад, или «Time Machine PhotoShow», как назвал свой мастер-класс сам Дмитрий Островский. Действительно, на получившихся изображениях лица современных детей имеют все оттенки сепии и выглядят так, будто бы сделаны не только что, а век назад.
Московский гость фестиваля «Без границ» Василий Прудников устроил вокруг Исторического музея Южного Урала репортажную прогулку. В окружении ребят разных возрастов он заглядывает в экраны их фотоаппаратов, хвалит удачные кадры своих подопечных и присаживается на корточки, чтобы оказаться на одном уровне с самыми младшими участниками мастер-класса.
— Я дал задание сделать фоторепортаж творчески и ярко, применив три приема — это съемка привычной, скрытой и спонтанной камерой. Все дети отлично справились, уловили мои советы, мы прошли всего ничего, но встретили целых два события, — говорит Василий Прудников. — Молодые фотографы любят использовать минимализм и лирические отступления в своих репортажах.
Молодой выпускник челябинской школы PhotoPIXEL Мираб Хаятов проводит занятие под названием «Бюджетное макро, или как увидеть космос дома». Он энергично предлагает ребятам на выбор с десяток объективов от разных производителей, кое-кто из юных фотографов снимает просто на телефон — сегодня мобилография в тренде.
А в качестве объектов для фотографирования на столах разложены засушенные растения, шишки, камушки, мелкие предметы, из которых дети сами создают композиции и учатся видеть огромное в малом в свете круглых светодиодных настольных ламп.
По окончании программы мастер-классов участники фестивальной программы посетили две фотовыставки музея — «Фоторенессанс» Элины Гариповой и «Евразия. Лучшее», открытые в Восточной и Западной башнях.