Загрузка...
27305
В Культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал» вчера завершилась выставка известного челябинского художника-монументалиста и педагога Константина Фокина «Поединок с вечностью».

Увидеть этот амбициозный и масштабный проект, отражающий не только уральскую культурную действительность, но и исторические события России и Урала, сочли своим долгом многие представители интеллектуального сообщества Челябинска. Оценить посмертную ретроспективу работ нашего земляка, представленную в Екатеринбурге, отправился директор Исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский.
Задавшись закономерным вопросом, почему выставка одного из самых ярких художников, работавших на Южном Урале, открылась не в Челябинске, а в Екатеринбурге, Исторический музей Южного Урала рассказывает читателям о Константине Фокине и показывает наиболее впечатляющие детали экспозиции «Поединок с вечностью». А также одну из главных исторических работ мастера, посвященную уральской теме — это картина «Самозванца везут».
— Поскольку выставку, рассказывающую о творчестве великого челябинского художника Константина Фокина, челябинцам не показали, и за её организацию взялись специалисты из соседнего Екатеринбурга, мы представим электронную версию работ из его большой посмертной ретроспективы, — поясняет Владимир Богдановский. — Все холсты, представленные в Центре «Эрмитаж-Урал», пересняты мной в наилучшем качестве.
Для сохранения памяти о творчестве Константина Фокина и демонстрации его наследия жителям Челябинска руководство музея приняло решение об издании полного электронного каталога выставки «Поединок с вечностью». В нём коллекция из 76 работ Константина Фокина, отображающая искусство мастера в развитии за шестьдесят лет творческого пути и собранная по инициативе Екатеринбургского музея изобразительных искусств, будет представлена для ознакомления в высоком разрешении.
Как неотъемлемая часть истории культуры уральского региона, каталог работ Константина Фокина разместится на сайте Исторического музея Южного Урала и станет общедоступным.
Последняя прижизненная выставка Константина Фокина в Челябинске была открыта в сентябре 2020 года и приурочена к 80-летию художника. Нужно отметить, что выставок в Челябинске, где жил с 1970 года, творил и преподавал Константин Фокин, было немного — можно пересчитать по пальцам одной руки. Две персональных выставки в Челябинской областной картинной галерее — в 1995 и 2006 годах, а затем в 2017 году в Выставочном зале Союза художников России.
Конечно, всего богатого творческого багажа Константина Фокина челябинцы, к сожалению, так и не увидели. Многие крупноформатные монументальные работы художника долгое время не покидали его мастерскую — их не удавалось даже толком развернуть, чтобы приготовить к выставке. Некоторые картины настолько большие (более шести метров в длину), что вывезти их из мастерской и разместить в выставочных залах Челябинска не представлялось возможным.
Кураторы екатеринбургской выставки «Поединок с вечностью», приуроченной к годовщине смерти Константина Фокина, справились с этой задачей и извлекли крупногабаритные холсты через окно пятого этажа с помощью подъемного крана, а затем в целости и сохранности доставили их в Екатеринбург, где пространство залов центра «Эрмитаж-Урал» позволило достойно показать монументальные шедевры челябинского автора.
Самое печальное в этой истории для Челябинска то, что многие работы Константина Фокина канули в вечность. В различных общественных зданиях Южного Урала и Казахстана в 1970-80-е годы им было сделано более 60 монументально-декоративных настенных росписей. Среди наиболее известных — потолочная роспись театра ЧТЗ, настенные росписи кинотеатра «Родина», а также ресторанов «Уральские пельмени» и «Арктика» в Челябинске. Сегодня большинство этих живописных изображений утрачено.
Последним монументальным настенным шедевром Константина Фокина стала роспись стен театрального корпуса Челябинского института культуры, сделанная в 2017 году к 50-летию ВУЗа. Полюбоваться этим произведением искусства площадью 64 квадратных метра могут все. По замыслу художника, преподававшего в ЧГИК в 2006-2021 годах, одна часть росписи посвящена истории России, а другая — истории культуры нашей страны. Действующими лицами картины стали российские императоры, вожди революции, Иван Грозный, Владимир Путин, космонавты и маршалы.
Стать профессором кафедры Декоративно-прикладного искусства Константина Фокина пригласил ректор ЧГИК Владимир Рушанин, собравший в стенах ВУЗа многих представителей творческой элиты Южного Урала. Художник стал ориентиром для талантливой молодежи, сумел передать свой опыт и творческие взгляды ученикам и последователям, а также обогатить культуру уральского региона, оставив свои полотна потомкам.
Творчество Константина Фокина представляет большой интерес благодаря гражданским и историческим темам, которые волновали художника. Его монументальные картины «Казнь Степана Разина», «Самозванца везут», «1905 год» являются частями цикла, над которым он работал с 1980-х годов. Отражая в своих полотнах значимые исторические события прошлого России, Константин Фокин возвращался к живописным размышлениям о судьбах страны, её героях и народе до своих последних дней.
Исторический музей Южного Урала публикует фотоснимки пространства выставочных залов Центра «Эрмитаж-Урал», а также фотографии самых впечатляющих работ Константина Фокина, сделанные Владимиром Богдановским в последний день работы эпохальной выставки «Поединок с вечностью» в Центре «Эрмитаж-Урал» города Екатеринбурга.
Фото: Владимир Богдановский

Другие записи

Все записи