Загрузка...

В Историческом музее Южного Урала открылся уникальный выставочный проект «Белый мрамор России. Коелга». Его автор ― скульптор из Санкт-Петербурга Виктор Грачёв, представивший восемь абстрактных скульптур, вырезанных из белоснежного коелгинского мрамора.

Из того самого южноуральского мрамора, которым облицованы фасады Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве, а также самой большой в Европе мечети Кул-Шариф в Казани и мечети Ляля-Тюльпан в Уфе; иконостас в екатеринбургском Храме-на-Крови, театры драмы в Челябинске и Уфе, станции Московского и Екатеринбургского метрополитенов.

Сегодня мрамор стал в основном техническим природным материалом, уступившим своё место в искусстве для современных композитных и синтетических основ. Но в руках Виктора Грачева мрамор предстал в своём истинном назначении — быть скульптурой, радовать взор и душу зрителей, вызывать восхищение формами, линиями и изгибами, вдохновлять глубокими оттенками белизны.

Целостные образы, истории без слов ― «Портал» и «Пересеченная местность», «Ночь» и «Рождение», «Мёбиус» и «Шелест», «Эхо» «Равновесие». Названия нефигуративных изваяний будят фантазию и говорят на языке искусства, приоткрывая множество смыслов.

Помимо скульптур, на выставке есть уникальные экспонаты, рассказывающие о добыче мрамора ― горнодобывающее оборудование, рабочие инструменты, цепная передача для резки мрамора весом в 350 килограммов. Огромный режущий круг с алмазными напайками когда-то вгрызался в породу, а теперь представлен в выставочном зале, рассказывая о том, как добывают природный мрамор, и какие усилия были приложены для получения столь ценного и долговечного материала.

Действительно, над проектом «Белый мрамор России. Коелга» работали самые разные специалисты. Скульптор Виктор Грачёв, вдохнувший жизнь в эту идею, а также рабочие предприятия «Коелга-мрамор», искусствоведы, музыканты (челябинский композитор-электронщик Роман Хайруллин создал к каждой скульптуре музыкальный трек из заводских шумов. Услышать его произведения можно на выставке, отсканировав QR-код рядом с каждой скульптурой).

Студенты и преподаватели Челябинского института культуры создали несколько фильмов о разработке мрамора, тружениках производства и простых жителях села Коелги. Эти фильмы будут демонстрироваться на протяжении работы выставочного проекта в музее. И, конечно, музейные специалисты, создавшие замечательную выставку, которая в ближайшем будущем поедет по городам России.

Директор Исторического музея Южного Урала Полина Глинских отметила, что благодаря творчеству Виктора Грачева о коелгинском мраморе стали говорить, как об источнике настоящего искусства, и теперь можно смело заявить на всю страну еще об одном бренде Южного Урала.

― Мы все знаем златоустовскую гравюру, каслинское литьё, а коелгинский мрамор, на мой взгляд, нечестно отодвинут на второй план, хотя именно он использовался в отделке многих культовых зданий нашей страны, ― пояснила Полина Глинских. ― Благодаря созидательной силе творчества, мрамор заговорил с нами об очень тонких вещах языком настоящего искусства. И, конечно, выставка, которую мы открываем, не была бы возможной без энергии и тех, кто поддерживал этот проект с самого начала и участвовал в его реализации.

Член Союза художников России, скульптор и автор выставки «Белый мрамор России» Виктор Грачев добавил, что прекрасный коелгинский мрамор, как художественный материал, малоизвестен сегодня. Благодаря этому проекту, российские скульпторы узнают о небольшом селе Коелга в Челябинской области, где есть не только мрамор, но и люди. Этот проект ― о людях, потому что без всеобщей поддержки и взаимодействия ничего бы не получилось.

― Проект мультидисциплинарный: здесь и скульптура, и музыка, и кино, и очень много труда разных людей, и всё это соединилось вместе, ― поясняет Виктор Грачёв. ― Когда из глыбы рождаются форма и идея, зрителям передаются ощущения, появляется гармония. Нефигуративная скульптура, как и абстрактная живопись, и музыка, ― это ключик, который отворяет дверь, за которой нет ничего из нашего опыта переживаний, а есть совершенно новые ощущения, состояния ума и мысли.

От зарождения идеи до открытия выставки в Историческом музее Южного Урала прошло около года. Виктор Грачев привёз свои эскизы к восьми скульптурам ― в маленьком размере, из пластилина, чтобы показать все этапы работы. Первой скульптурой, которую он создал прямо в цехах предприятия «Коелга-мрамор», стала работа под названием «Рождение». За ней последовали и остальные. На каждую ушло от одного до четырех месяцев.

По словам мастера, его работы ― это прямое наследие русского авангарда начала XX века. Виктор Грачёв ― продолжатель беспредметной и экспрессивной абстрактной школы Казимира Малевича, ведь он учился у одного из последователей гениального супрематиста.

Самая главная цель проекта ― объединить богатейшие российские ресурсы и культуру, показав прекрасные скульптуры как можно бόльшемум числу зрителей. Проект реализуется при поддержке президентского фонда культурных инициатив.

Выставка мраморных скульптур будет открыта в Малом выставочном зале музея до 15 января 2025 года.

Другие записи

Все записи