В Историческом музее Южного Урала открылся уникальный выставочный проект «Белый мрамор России. Коелга». Его автор ― скульптор из Санкт-Петербурга Виктор Грачёв, представивший восемь абстрактных скульптур, вырезанных из белоснежного коелгинского мрамора.
Когда природный мрамор начинает говорить на языке искусства…
Из того самого южноуральского мрамора, которым облицованы фасады Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве, а также самой большой в Европе мечети Кул-Шариф в Казани и мечети Ляля-Тюльпан в Уфе; иконостас в екатеринбургском Храме-на-Крови, театры драмы в Челябинске и Уфе, станции Московского и Екатеринбургского метрополитенов.
Сегодня мрамор стал в основном техническим природным материалом, уступившим своё место в искусстве для современных композитных и синтетических основ. Но в руках Виктора Грачева мрамор предстал в своём истинном назначении — быть скульптурой, радовать взор и душу зрителей, вызывать восхищение формами, линиями и изгибами, вдохновлять глубокими оттенками белизны.
Целостные образы, истории без слов ― «Портал» и «Пересеченная местность», «Ночь» и «Рождение», «Мёбиус» и «Шелест», «Эхо» «Равновесие». Названия нефигуративных изваяний будят фантазию и говорят на языке искусства, приоткрывая множество смыслов.
Помимо скульптур, на выставке есть уникальные экспонаты, рассказывающие о добыче мрамора ― горнодобывающее оборудование, рабочие инструменты, цепная передача для резки мрамора весом в 350 килограммов. Огромный режущий круг с алмазными напайками когда-то вгрызался в породу, а теперь представлен в выставочном зале, рассказывая о том, как добывают природный мрамор, и какие усилия были приложены для получения столь ценного и долговечного материала.
Действительно, над проектом «Белый мрамор России. Коелга» работали самые разные специалисты. Скульптор Виктор Грачёв, вдохнувший жизнь в эту идею, а также рабочие предприятия «Коелга-мрамор», искусствоведы, музыканты (челябинский композитор-электронщик Роман Хайруллин создал к каждой скульптуре музыкальный трек из заводских шумов. Услышать его произведения можно на выставке, отсканировав QR-код рядом с каждой скульптурой).
Студенты и преподаватели Челябинского института культуры создали несколько фильмов о разработке мрамора, тружениках производства и простых жителях села Коелги. Эти фильмы будут демонстрироваться на протяжении работы выставочного проекта в музее. И, конечно, музейные специалисты, создавшие замечательную выставку, которая в ближайшем будущем поедет по городам России.
Директор Исторического музея Южного Урала Полина Глинских отметила, что благодаря творчеству Виктора Грачева о коелгинском мраморе стали говорить, как об источнике настоящего искусства, и теперь можно смело заявить на всю страну еще об одном бренде Южного Урала.
― Мы все знаем златоустовскую гравюру, каслинское литьё, а коелгинский мрамор, на мой взгляд, нечестно отодвинут на второй план, хотя именно он использовался в отделке многих культовых зданий нашей страны, ― пояснила Полина Глинских. ― Благодаря созидательной силе творчества, мрамор заговорил с нами об очень тонких вещах языком настоящего искусства. И, конечно, выставка, которую мы открываем, не была бы возможной без энергии и тех, кто поддерживал этот проект с самого начала и участвовал в его реализации.
Член Союза художников России, скульптор и автор выставки «Белый мрамор России» Виктор Грачев добавил, что прекрасный коелгинский мрамор, как художественный материал, малоизвестен сегодня. Благодаря этому проекту, российские скульпторы узнают о небольшом селе Коелга в Челябинской области, где есть не только мрамор, но и люди. Этот проект ― о людях, потому что без всеобщей поддержки и взаимодействия ничего бы не получилось.
― Проект мультидисциплинарный: здесь и скульптура, и музыка, и кино, и очень много труда разных людей, и всё это соединилось вместе, ― поясняет Виктор Грачёв. ― Когда из глыбы рождаются форма и идея, зрителям передаются ощущения, появляется гармония. Нефигуративная скульптура, как и абстрактная живопись, и музыка, ― это ключик, который отворяет дверь, за которой нет ничего из нашего опыта переживаний, а есть совершенно новые ощущения, состояния ума и мысли.
От зарождения идеи до открытия выставки в Историческом музее Южного Урала прошло около года. Виктор Грачев привёз свои эскизы к восьми скульптурам ― в маленьком размере, из пластилина, чтобы показать все этапы работы. Первой скульптурой, которую он создал прямо в цехах предприятия «Коелга-мрамор», стала работа под названием «Рождение». За ней последовали и остальные. На каждую ушло от одного до четырех месяцев.
По словам мастера, его работы ― это прямое наследие русского авангарда начала XX века. Виктор Грачёв ― продолжатель беспредметной и экспрессивной абстрактной школы Казимира Малевича, ведь он учился у одного из последователей гениального супрематиста.
Самая главная цель проекта ― объединить богатейшие российские ресурсы и культуру, показав прекрасные скульптуры как можно бόльшемум числу зрителей. Проект реализуется при поддержке президентского фонда культурных инициатив.
Выставка мраморных скульптур будет открыта в Малом выставочном зале музея до 15 января 2025 года.