27277

Великая битва за хлеб. К 70-летию с начала освоения целины.

11 февраля 1954 года газета «Правда» опубликовала Обращение ЦК КПСС к советскому народу с призывом увеличить посевные площади страны за счет освоения целинных и залежных земель.

В начале 1950-х годов, несмотря на победные реляции и демонстрацию показного благополучия в сельском хозяйстве, положение с продовольствием, и в первую очередь с зерном, оставалось сложным. В 1953 году было собрано 31, 3 млн тонн зерна при потребности в 32 млн тонн. Страна, в которой для множества граждан хлеб играл значимую роль в структуре питания, не могла прокормить себя.



1.jpg

Фильм «Кубанские казаки» демонстрировал праздник изобилия, резко контрастировавший с реальным положением на селе в начале 1950-х гг.

Программа освоения целинных и залежных земель была предложена Н. С. Хрущевым и утверждена февральско-мартовским пленумом ЦК КПСС в 1954 году. Принятию программы предшествовало долгое обсуждение. Проект Хрущева подвергли критике партийные руководители Казахстана, В. М. Молотов и группа ученых во главе с профессором М. Г. Чижевским, специализировавшихся по проблемам засушливого земледелия. Однако альтернативного проекта, позволяющего получить зерно в короткие сроки при минимальных затратах, представлено не было. Согласно принятому постановлению предполагалось освоить 13 млн га земли. Основными территориями проведения целинной компании намечались и стали Сибирь, Урал, Поволжье, Северный Кавказ, Казахстан.



2.jpg

Н. С. Хрущев – главный проводник «целинной эпопеи»

Для скорейшего освоения целины и получения урожая государство использовало чрезвычайные мобилизационные методы, хорошо знакомые и проверенные в годы форсированной индустриализации, в военное время и в период послевоенного восстановления хозяйства. Как и в прежние времена, широкое распространение получили комсомольские и кадровые мобилизации, осуществлявшиеся, в основном, в «добровольно-принудительном порядке».

Вокруг целинной эпопеи была развернута массовая политическая кампания, апеллирующая к патриотическому долгу, юношескому романтизму и энергии созидания. Главная ставка, как и прежде, делалась на легкую на подъем, не обремененную семьями и детьми молодежь. Многие молодые люди записывались на целину сами, охваченные энтузиазмом первопроходцев, желанием испытать себя в чрезвычайных условиях, принести пользу стране. Целина была мощнейшим социальным лифтом. Она давала возможность быстро выделиться, проявить себя, сделать головокружительную карьеру. Государство поощряло особо отличившихся орденами и медалями.



3.jpg

Молодежь Челябинска перед отъездом на целину. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала



Кроме молодежи направлялись опытные хозяйственники, партийные и комсомольские работники, руководители колхозов и совхозов, инженеры, агрономы, специалисты строительных профессий, мастера по обслуживанию автотехники и др. Для этих людей, как правило, среднего возраста, и членов их семей даже временный переезд из благоустроенной городской квартиры или собственного дома в места, где порой отсутствовали бытовые удобства, детсады и школы, был непростым делом. Однако большинство специалистов соглашались ехать на целину потому, что они были вчерашними фронтовиками и воспринимали призыв партии как свой долг.

Начало целинной компании проходило в сложных условиях: не хватало жилья, не были налажен быт и обеспечение продовольствием. Так, в частности, в Челябинской обком в 1954 году сообщалось, что «в сельских и совхозных лавках бывают перебои в торговле хлебом, сахаром, крупами, жирами и другими продуктами питания. Мало завозится мыла, махорки, папирос, белья, обуви и теплой рабочей одежды». Наблюдались перебои с питанием рабочих: чаще всего оно было одноразовым, при этом горячая пища поступала нерегулярно. Неудовлетворительно было организовано санитарное и медицинское обслуживание.



4.jpg

Спартанский быт первоцелинников: в палатках и вагончиках. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала



Уже первый урожай 1954 года показал, что собранного зерна оказалось достаточно для улучшения продовольственной ситуации. Особенно с учетом засухи 1954 года в житнице СССР – Украине. Однако, в том же 1954 году началась погоня за цифрами. Вслед за изначальными 13 млн га было запланировано распахать в сжатые сроки в течение нескольких лет почти весь имеющийся фонд целинных и залежных земель. Предупреждения о необходимости значительного сокраще­ния темпов дальнейшей распашки новых земель и строгого соблюде­ния агротехнических правил на уже использовавшихся площадях были проигнорированы.

В 1956 году в СССР был собран рекордный урожай зерна — 1,5 млрд пудов зерна. Челябинская область, собравшая в 1956 году почти в 2 раза больше зерна, чем в 1954 году, за успехи в целинной компании получила свой первый орден – орден Ленина. На область было выделено 25 тысяч медалей «За освоение целины».



Однако, за фасадом победных реляций скрывалась проблема качества. Собранное зерно часто гнило или загоралось из-за ненадлежащего хранения и транспортировки. Языком официального документа проблему выразил в 1957 году министр хлебопродуктов РСФСР Н. Э. Прошунин: «В 1956 году из числа поступившей по заготовкам 21,8 млн тонн пшеницы свыше 17 млн тонн было сырой и влажной…, принимавшееся зерно имело значительные отклонения от установленных кондиций: с повышенным содержанием проросших зерен и другой зерновой примеси, с солодовым, полынным и затхлым запахом».

В качестве выхода были предложены: использование для хлебопечения муки пониженного качества (кроме Москвы и Ленинграда) и выделение необходимых запасов из Госрезерва. С конца 1950-х годов начали ощущаться экологические последствия целинной компании: упало плодородие почв, ускорилась их эрозия. В частности, в Челябинской области в 1958 году урожайность оказалась ниже чем в 1952 году. В 1963 году СССР вновь столкнулся со значительной нехваткой хлеба, которую пришлось компенсировать, уже закупая продовольствие за рубежом, в том числе в США.

Отмечая трудности и издержки целинной компании, стоит обозначить и ее достижения. Сельское хозяйство в районах проведения целины получило значительное количество новой сельскохозяйственной техники. За годы освоения целины МТС и совхозы Челябинской области получили 6227 тракторов, 841 комбайн, 5,5 тысячи единиц другой сельскохозяйственной техники. Были электрифицированы 384 колхоза и все МТС, обеспечена механизация трудоемких работ. Целинная компания стала стимулом для развития производства удобрений, сельскохозяйственного машиностроения, аграрной науки. В охваченные целинной компанией районы направлялись специалисты: агрономы, инженеры, механизаторы. Успехи целины были обеспечены не только масштабом работ, но и внедрением новых агротехнических приемов.



6.jpg

Комфортабельные дома на смену вагончикам. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала



Постепенно улучшался быт целинников, строились новые дома, проводилась широкая электрификация. Во всех центральных усадьбах целинных совхозов Челябинской области были построены средние школы и интернаты, на отделениях – восьмилетние и начальные школы, 22 новых дворца культуры, 22 библиотеки, 24 детских сада. Со временем было налажено торговое, бытовое обслуживание населения, автобусное сообщение.

Всего за 40 лет, начиная с середины 1950-х гг., только Российская Федерация (не считая Казахстана) получила с бывших целинных и залежных земель 1,6 млрд. т зерна, что составляло 44% от валовых сборов по всей России. Эконо­мический эффект от целины не исчерпывался только получением до­полнительного зерна — за это время в освоенных районах была произ­ведена и другая продукция: 91,3 млн т мяса в убойном весе (34%), 598 млн т молока (34%), 363 млрд штук яиц (30%) и 3135 тыс. т шерсти (40%).

Освоение целины в 1954-1960 гг. стало одним из самых неоднозначных начинаний советского времени. Полвека спустя с начала освоения целинных и залежных земель «Российской газетой» был проведен опрос 5 министров сельского хозяйства, большая часть из которых (3) не признала освоение целины ошибкой. Не пришли к единому мнению и ученые. Для многих участников освоение целины было одним из наиболее ярких событий в жизни, временем созидательного труда, в котором ощущалась сопричастность к судьбе народа и государства.

Литература

  1. Андреенков, С. Н. Качественные характеристики зерновых ресурсов РСФСР во второй половине 1950-х годов (докладные записки министра хлебопродуктов РСФСР в ЦК КПСС) / С. Н. Андреенков // Исторический курьер. 2020. № 3. С. 192-194.

  2. Антипин, Н. А. Орден Ленина за рекордный урожай: освоение целинных и залежных земель на Южном Урале / Н. А. Антипин // Южный Урал. Век двадцатый. Челябинск: издательский центр ЮУрГУ, 2019. С. 319-339.

  3. Вербицкая, О. М. Целинный проект Н. С. Хрущева: взгляд из XXI в. / О. М. Вербицкая // Русская история : электронный журнал. URL: https://rus-istoria.ru/component/k2/item/1486-tselinnyy-proekt-n-s-hruscheva-vzglyad-iz-xxi-v (дата обращения: 06.02.2024).

  4. Журавлев, С. Целинная эпопея / С. Журавлев // Живая история : электронный журнал. URL: https://lhistory.ru/statyi/celinnaya-epopeya?ysclid=ls9vvymmf595284034. Дата публикации: 20.02.2018.

  5. Никонов, А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII—XX вв.) / А. А. Никонов. М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. С. 306‒312.

  6. Что думают бывшие министры сельского хозяйства о целине // Российская газета, 13.03.2004, URL: https://rg.ru/2004/03/13/analiz.html?ysclid=lsba8s0rl0560908690 (дата обращения: 08.02.2024)

  7. Шестаков, В. А. Политика Н. С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации / В. А. Шестаков // Отечественная история. 2006. № 6. С. 106-119.

В. А. Филимонов,

    научный сотрудник

    научно-исследовательского отдела

    Государственного исторического музея Южного Урала

Другие записи

Все записи