Загрузка...

До 18 ноября в Детском музее можно успеть посмотреть выставку «Уральский взгляд. Традиционный костюм народов Южного Урала».

Проект оказался настолько успешным и популярным у челябинцев, что мы решили расспросить его куратора Эльвиру Дружинину о целях и миссии выставки, о подготовке экспозиции и об особенностях некоторых привлекательных предметов одежды из гардероба наших прабабушек.

Выставка организована в рамках одноименного этнографического видеопроекта совместно с Центром традиционной культуры Южного Урала. Сейчас специалисты работают над вторым сезоном под названием «Уральский взгляд. Матур Кием», в котором покажут реплики костюмов тюркоязычного населения нашего края. Часть будущей коллекции аутентичных нарядов башкир и татар представлена на выставке, но вскоре будет отснят видеоматериал о процессе надевания нарядов на девушек-моделей.

— Основная идея выставки — показать богатство и разнообразие традиционных костюмов разных народов. Для этого мы решили дополнить наши фондовые предметы новоделами, реконструкциями, чтобы создать более полную картину, — поясняет Эльвира Дружинина. — Пожалуй, самым заметным экспонатом стал образ троицкой татарки. К сожалению, у нас в фондах нет подходящего платья под замечательный камзол — один из первых предметов в фондах нашего музея. И именно благодаря сшитой реплике получился очень красивый комплект, который мы смогли показать публике.

Дополнить оригиналы современными нарядами, сшитыми точно по образцам из фондов Исторического музея Южного Урала и других музеев региона, оказалось блестящей идеей, ведь подлинники зачастую выглядят не вполне презентабельно по разным причинам, и собрать целостный костюм из отдельных предметов старинного гардероба, имеющихся в фондах, непросто.

А поскольку костюм — это самое зримое и доступное явление, он становится не просто нарядным предметом для восхищения, а популяризатором традиционной культуры в самом широком её смысле.

Эльвира Дружинина: «Нам очень хочется, чтобы люди, любуясь разнообразием костюмов, тканей, отделок и кроя, что-то понимали о себе, вспоминали о своих корнях и об истории своего родаНапример, буквально вчера на экскурсии один мальчик неожиданно сказал, что у него бабушка — мордва. То есть, глядя на старинную одежду, дети и взрослые ассоциируют себя со своими предками».

Хорошо забытое старое — снова в моде!

Выставку посетили специалисты из других музеев, а также этнографы и любители фольклора, ручной вышивки, шитья и просто нарядной одежды. Коллег, экспертов, мастеров и модниц заинтересовала возможность посмотреть на такое шикарное разнообразие костюмов и показался интересным сам подход — через рассказ о предметах одежды получилось наглядное и запоминающееся знакомство с каждым народом.

Эльвира Дружинина: «Многие гости выставки интересуются старинными вариантами отделок, рукоделием и ремёслами, которые бытовали на Урале. Например, на экскурсию приходили студенты — будущие учителя технологии, а также молодые дизайнеры, которые занимаются разработкой и пошивом стильной одежды. Тема старинных нарядов их очень увлекает, здесь они могут почерпнут вдохновение и идеи».

Действительно, традиционный костюм — это не просто яркое воплощение нашей истории, но и представление о красоте разных народов, живущих на Урале. И представления эти могут сильно разниться — гуляя по экспозиции, интересно сравнивать, разглядывать, искать сходства и отличия.

Одежда из музейных закромов

Организаторы постарались показать всё богатство и разнообразие народного костюма, сделав его главным героем экспозиции и темой для отдельного изучения. Наконец-то появилась хорошая возможность показать богатые коллекции ГИМ ЮУ, изучить наследие и подарить посетителям интересные открытия.

Эльвира Дружинина: «Основа одежды всех народов — это одни и те же предметы, которые могут видоизменяться, но обязательно присутствуют у каждого этноса. Например, рубахи и нагрудные украшенияПервые есть в костюмных комплексах мужчин, женщин и детей с самого рождения. А также штаны, которые являются неотъемлемым атрибутом мужского костюма, есть и в женском гардеробе. И не только у тюркских народов — татар, башкир, нагайбаков, казахов, — но у других народов Урала и Поволжья».

Уральские женщины, оказывается, иногда носили под юбкой штаны, несмотря на то, что в традиционном русском женском костюме штаны не предусмотрены. Однако они могли быть — в тех случаях, когда женщинам приходилось выполнять мужскую работу, например, ездить верхом. Этнографы вообще связывают появление этого предмета одежды у людей древних обществ именно с приручением лошадей с целью передвижения на них. Поэтому там, где женщины исторически ездили на лошадях, штаны входили в их гардероб.

Эльвира Дружинина: «Нагрудные украшения тоже присутствуют в костюме у большинства народов Урало-Поволжья, и они очень разные. На выставке показаны нагрудники башкир, татар, марийцев и чувашей. Эти предметы — не просто наряд, они имели защитное, сакральное, а также весьма функциональное назначение — закрывать длинный разрез на женской рубахе, необходимый для кормления ребёнка. Например, воротниковая пряжка у татарских женщин, которая выглядит как тончайшее ювелирное украшение».

Почему вообще важно показывать аутентичные костюмы детям и молодёжи?

На экспозиции «Уральский взгляд» организовали занятия для школьников из цикла «Не учись безделью, а учись рукоделью», посвященные домашнему производству тканей и нитей, где показали полный цикл от обработки волокнистых растений до изготовления и украшения ткани и одежды. Костюмы стали логичным итогом этого процесса.

За время работы выставки на экскурсиях и занятиях побывало несколько сотен челябинских школьников, а также большое число студентов колледжей и вузов.

Эльвира Дружинина: «Юным гостям очень нравится рассматривать костюмы, хотя поначалу мы думали, что выставка адресована более взрослой аудитории. Дети задают много вопросов, а это значит, что им точно интересно, и через историю одежды разных народов мы можем поговорить с ними и о других важных темах».

Приятно, что многие девочки и совсем молодые девушки, посмотрев выставку, делились с сотрудниками Детского музея, что тоже умеют вышивать, или хотят этому научиться. Это значит, что искусство наших прабабушек не канет в Лету, не будет забыто, а обязательно найдёт своё продолжение и интерес у будущих поколений южноуральцев.

Как подменили русский сарафан…

Также удивило авторов выставки то, что многие посетители затрудняются отличить русские костюмы от, например, татарских.

Эльвира Дружинина: «К сожалению, за годы советской власти старшее поколение россиян привыкло к стилизованному народному костюму, и подчас эти стилизации, рожденные в XX веке, не имели ничего общего с оригиналом. Это особенно характерно для русского костюма, о котором вообще представление сформировалось весьма отдалённое. К тому же для Урала бытование традиционных нарядов очень рано закончилось, так как население здесь было в целом обеспеченное, поэтому уже в начале XX века большинство жителей тяготело к городской моде. Уже тогда сарафаны здесь стали восприниматься как нечто отжившее, неактуальное, ненужное. Лишь в самых отдаленных уголках горнозаводской зоны, в старообрядческой среде, сохранились традиционные костюмы и даже древний косоклинный сарафан, — в качестве молельной одежды.

Ну а позже, уже в советское время, для всех творческих коллективов, которые стали активно развиваться при домах культуры, в том числе и в сельской местности, костюмы разрабатывали по какому-то условному образцу, уходя всё дальше от подлинной старины и скатываясь в сторону откровенной безвкусицы в псевдорусском стиле…

Однако башкирское и татарское население Урала и Зауралья смогло сохранить свою национальную идентичность и не потерять традиционный костюм, который очень популярен среди населения до сих пор.

Эльвира Дружинина: «Что-то видоизменилось, рубахи стали короче, способы украшения трансформировались, появились современные материалы, но основные составляющие — покрой, силуэт, стилистика — остались неизменными до сегодняшнего дня. Большинство народов Урало-Поволжского региона свой костюм знают прекрасно и понимают, как его правильно сшить, как он должен выглядетьА вот с русским костюмом — беда, ведь большинство из нас совершенно не понимает, каким он был изначально, и как же одевались наши предки на протяжении многих веков».

Костюм на вешалке хорошо не покажешь

Однако новое время и новое тысячелетие принесли тенденцию к возрождению исконной старины, и сегодня, благодаря стараниям таких энтузиастов, как, например, народный мастер-ремесленник Челябинской области Евгения Ядрышникова, традиционный русский костюм «ожил» в своем первозданном виде.

— Даже сценические народные коллективы, как певческие, так и хореографические, стремятся нынче пошить костюмы традиционные, по оригинальным образцам. Между прочим, в настоящем русском сарафане танцевать тоже очень удобно! — отмечает Эльвира Дружинина.

Музей, фольклористы и специалисты-этнографы играют важную роль в процессе возрождения традиционного костюма, бережно сохраняя и демонстрируя широкой общественности то, что дошло до нас из глубины веков, и не давая людям окончательно забыть свои корни.

Эльвира Дружинина: «Очень важно хорошее выставочное оборудование, потому что на вешалке костюм качественно не показать, он будет непонятен и непривлекателен. К счастью, в нашем распоряжении есть несколько эффектных деревянных манекенов на шарнирах, особенно впечатляют их точёные пальцы, в которых они могут держать инструменты — веретено, чесало, нитки. Очень убедительно эти женщины у нас сидят и прядут, рукодельничают, это сразу ошеломляет зрителей и включает воображение. Хотелось бы, чтобы в нашем музее и в музеях Челябинской области было больше таких современных манекенов для демонстрации старинных костюмов».

Создатели выставки «Уральский взгляд» стремились к тому, чтобы каждый посетитель почувствовал связь с историческим обликом и одеждой своего народа, захотел ассоциировать себя с этими костюмами, вспомнил своих предков и знал, как они наряжались и что считали по-настоящему красивым.

Выставка «Уральский взгляд» будет открыта в Западной башне Исторического музея Южного Урала до 18 ноября включительно.

Другие записи

Все записи