27431
В пятницу, 12 апреля, на выставке «Уральское чудо. Святые лики» состоялась лекция Алины Хиониной о Невьянской иконе. В этот вечер много непостижимо красивых фотокопий редчайших старинных икон смогли увидеть челябинцы на встрече с научным сотрудником Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Алина Хионина глубоко погружена в тему Невьянской иконы, над изучением которой она работает вот уже много лет. В своем рассказе она отталкивается от всех возможных точек интерпретации иконы — как религиозно-мифологической, так и исторической, искусствоведческой, технической (какие краски и приёмы использовали мастера).
И даже о жизненных перипетиях известных невьянских художников 18-19 веков гостья поведала с такой душевностью, что слушатели прониклись её трепетным отношением к искусству иконописи и его глубокому символизму.
На лекции Алина Хионина описала лучшие образцы классического невьянского письма периода расцвета этого знаменитого на весть мир художественного центра в Свердловской области.
Рассказывая о трёх самых значимых династиях, или даже можно сказать кланах невьянских иконописцев — Богатырёвых, Малыгановых, Чернобровиных, а также о работе их мастерских на протяжении нескольких поколений, специалист показала множество изображений созданных ими шедевров. Стиль авторов, их композиционные приемы, внутренний смысл их произведений — ничто не ускользнуло от пытливого научного взгляда рассказчицы.
— Каждая икона — это действительно целая многослойная история, её интересно «вскрывать» постепенно, как книгу, — пояснила Алина Хионина. — большинство иконописных образов, которые мы рассмотрели сегодня на лекции, происходят из домовой молельни купца и владельца нескольких уральских металлургических заводов Льва Расторгуева и его зятя Петра Харитонова, расположенной в усадьбе, построенной в 18-19 веках в центре Екатеринбурга. Сегодня эта коллекция разделена между собраниями Свердловского областного краеведческого музея и Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Коллега из Екатеринбурга научила челябинских музейщиков и просто заинтересованных в познании прекрасного и таинственного мира уральской старообрядческой иконописи самому главному — внимательно смотреть на иконописный образ и «читать» его внутреннее содержание, видеть его суть, понимать — о чем написан тот или иной сюжет, какой контекст несет в себе эта история.
Коснулась Алина Хионина и произведений, представленных на выставке «Уральское чудо. Святые лики», которые привезли в Государственный исторической музей Южного Урала из её родного музея — ЕМИИ. Это лечебная икона «Царь царем» с предстоящими избранными святыми, написанная в мастерской Богатырёвых, а также Богоматерь «Благодатное небо» иконописца Ивана Чернобровина, происходящая из Никольской единоверческой церкви Невьянского завода.
Увидеть невообразимую, завораживающую красоту невьянских ликов святых, а также ощутить их свет и почти что осязаемую благодать можно на выставке «Уральское чудо. Святые лики» в Историческом музее Южного Урала до 12 мая.
Фото: Анастасия Ивановская