Загрузка...

На первой лекции из цикла подготовки к Диктанту Победы студенты Гуманитарно-педагогического университета и Челябинского института культуры состязались в знании событий и фактов Великой Отечественной войны. Викторина с призами стала итогом часового погружения в события прошлого.

Заместитель директора Исторического музея Южного Урала по научно-исследовательской работе Дмитрий Чарыков рассказал о малоизвестном по школьной программе событии — Будапештской стратегической наступательной операции, которую называют «Дунайский Сталинград».

— Будапештская операция, проведенная советскими войсками с 29 октября 1944 года по 13 февраля 1945 года, стала одной из ключевых в завершающий период Великой Отечественной войны, — пояснил Дмитрий Чарыков. — Немецкие и венгерские части долго продолжали сопротивление, даже будучи в окружении, но в итоге Красная Армия разрушила оборону противника. Именно это событие стало предпосылкой для окончательного разгрома нацистской Германии.

Показывая планы боевых действий, портреты советских танкистов-героев и фотографии сожженных «Тигров» и «Пантер», Дмитрий Чарыков опирается вовсе не на сухие цифры, штабные отчеты и красные стрелки на картах, обозначающие передвижение войск. Он говорит о реальных людях и событиях, которые они пережили; о трудных условиях, в которых наши солдаты сражались и совершали подвиги, упрямо двигаясь на Запад — освобождать Европу.

Из эмоционального и захватывающего рассказа специалиста студенты узнали о том, как советские части окружили Будапешт, о сокрушительных боях у озера Балатон, о безуспешных немецких операциях «Конрад» и о том, каково это было на самом деле — в условиях зимы сражаться и выживать в окрестностях венгерской столицы под прицелом фашистских артиллеристов.

— Освобождение Европы отнюдь не было лёгкой прогулкой, потому что немцы до последнего были опасны и не сдавались, однако советские солдаты и командиры не паниковали, а придумывали всё новые способы борьбы с противником, — от подземных боев и изощренных засад до актов геройского самопожертвования, когда наши ребята бросались под немецкие танки со связкой гранат, — отмечает Дмитрий Чарыков.

Как СССР удалось «дожать» нацистов в условиях их технического превосходства и, несмотря ни на что, дойти до Берлина? Какую роль в боевых действиях играет ландшафт? Откуда взялась историческая параллель между взятием Будапешта и боями за Сталинград? На множество вопросов викторины ответили участники лектория, получив отличную возможность «потренироваться» перед Диктантом Победы, который пройдёт по всей стране 25 апреля.

В завершении Дмитрий Чарыков напомнил молодежи, для чего же необходимо знать и изучать историю своей страны, — чтобы извлекать из прошлого мудрые уроки. Ну, а следующая лекция намечена на 27 марта, и её темой станет Висло-Одерская стратегическая наступательная операция.

Приглашаем на открытый лекторий старшеклассников, студентов и всех, кто интересуется историей Великой Отечественной войны!

Фото: Олег Астахов

Другие записи

Все записи