Загрузка...
27405

На выставке «Время мамонтов. Долгий сон мамонтенка Любы» есть один невероятный экспонат, вызывающий у зрителей мистический трепет и целый шквал вопросов. Это голова человека в натуральную величину, вырезанная из дерева. Загадочный культовый атрибут, вероятно, имеет шаманское происхождение, а вот его истинное назначение покрыто вековой тайной.

Жутковатый, но крайне любопытный предмет хранится в фондах Государственного исторического музея Южного Урала уже почти 90 лет. Однако, попал в экспозицию впервые — до сих пор публике он не демонстрировался ни разу. Не было подходящего повода, да и атрибутировать такую неоднозначную вещь довольно сложно, по словам хранителя фондов музея Константина Дружинина.

— Эта деревянная голова вырезана вручную и относится к XIX-началу XX века, — рассказывает Константин Дружинин. — Она принадлежит к этносу хантов, так как место её происхождения —Ямало-Ненецкий национальный округ (в то время это Обдорская волость Березовского уезда Тобольской губернии). Голова привезена в Челябинск из Салехарда в 1934 году счётным работником Иваном Григорьевичем Онуфриевым, и в 1935 году приобретена нашим музеем за 30 рублей у Елены Григорьевны Аполлоновой.

Вот такая немногословная легенда записана в учётной карточке этого удивительного музейного сокровища. При приёме на хранение голову сопровождало следующее описание: «Остяцкий [хантыйский] шаман при лечении какого-нибудь больного надевает эту голову на палку, в руки берёт погремушки и надевает особую одежду».

— Дерево, из которого сделана голова, — определённо лиственной породы, — поясняет заведующий отделом реставрации Исторического музея Южного Урала Николай Меркулов. — А ещё важно то, что этот предмет был сделан из двух склеенных половинок, место соединения которых сегодня очень заметно — оно напоминает сплошную продольную трещину.

Особое внимание на диковинку из челябинских музейных фондов обратила гостья из Салехарда Галина Карзанова — старший научный сотрудник Ямало-Ненецкого музейно-выставочного комплекса, которая привезла в Исторический музей Южного Урала мамонтенка Любу и целую выставку всевозможной шаманской атрибутики древнего Ямала.

— Эта голова — вещь штучная и поистине уникальная, она могла принадлежать настоящему шаману, — уточнила Галина Карзанова во время монтажа выставки «Долгий сон мамонтёнка Любы». — Подобные скульптурные антропоморфные изображения у народов, исповедовавших шаманизм, олицетворяли предков и считались духами-помощниками шамана, использовались в лечении больных. Но точное назначение такой скульптуры до сих пор остается для нас загадкой.

Шаман у многих северных народов считался посредником между человеком и божествами. Одним из занятий шамана было лечение больных, а самым главным атрибутом — бубен с колотушкой, под звуки которого он призывал духов.

В книге С. В. Иванова «Маски народов Сибири», выпущенной издательством «Аврора» в Ленинграде в 1975 году, отмечено, что духов-помощников, а также духов предков-покровителей как раз и могли олицетворять такие антропоморфные фигуры, деревянные скульптуры, маски или личины, имеющие человеческие очертания.

«Их магическая важность для шаманов несомненна, а предназначение — охранять и помогать при камлании и врачевании, — пишет известный советский ученый-этнограф Сергей Иванов. — Отправляясь лечить больного, шаман брал маску или идола с собой, ставил на почётное место в жилище. Это означало, что дух-предок присутствует при камлании и помогает больному выздороветь».

Напомним, что увидеть уникальную деревянную голову, принадлежавшую ямальскому шаману, можно на выставке «Время мамонтов. Долгий сон мамонтенка Любы». Здесь ежедневно проходят экскурсии для свободных посетителей всех возрастов и для организованных групп. Послушать экскурсию будет интересно детям старше 7 лет.

  • 4 апреля в 16:00
  • 5 апреля в 16:00

Следите за расписанием и новостями в группе музея ВКонтакте и в музейном Телеграмм-канале.

Фото: Ольга Иванова, Максим Лисовский, Анастасия Ивановская

Другие записи

Все записи