27429
В 19 веке в Челябинске существовала своя иконописная школа — её безымянные мастера были потомками староверов-последователей протопопа Аввакума после раскола Русской православной церкви. В Государственном историческом музее Южного Урала на выставке «Уральское чудо. Святые лики» представлено несколько уникальных образцов челябинских икон.
Староверы-заводчики приходят на Урал в 18 веке. Знаменитая на весь мир Невьянская икона — как раз оттуда, из горнозаводского прошлого нашего края, когда старообрядцы Демидовы стали заказывать образы святых не у московских и новгородских мастеров, а у местных — уральских художников.
Но мало кто знает, что особая иконописная школа со своими тонкостями, отличиями и традициями была и в Челябинске. Это — неопровержимый факт, по мнению старосты Челябинской общины старообрядцев поморского согласа Сергея Гдаля. Кстати, именно благодаря ему старообрядческие иконы челябинской школы из молельного дома этой общины представлены в экспозиции «Уральское чудо. Святые лики» в музее.
— Старообрядцы поморского согласа появились на Южном Урале в 18 веке — казаки-староверы жили в Челябинске и его окрестностях, — поясняет Сергей Гдаль. — Когда здесь начали работать свои мастера-иконописцы и кем они были — сказать сложно, история не сохранила имён. Но челябинская иконописная школа определенно существовала.
Такого же мнения придерживается историк из Екатеринбурга Анатолий Шашков — эксперт по старообрядчеству. В 80-е годы прошлого века он работал на Южном Урале, исследовал местные иконы и пришёл к выводу, что иконопись челябинских староверов имеет характерный почерк, а у истоков челябинской школы стоял самобытный мастер. При этом специалист замечает, что уральские иконописцы учились друг у друга и часто перенимали опыт, так что в челябинских иконах можно увидеть и черты Невьянской школы, и признаки влияния поморских мастеров-старообрядцев.
— До революции в Челябинске существовала иконописная артель, располагавшаяся в урочище «Монахи» на территории нынешнего Городского бора, где был небольшой старообрядческий скит, — рассказывает Сергей Гдаль. — Последним из этих монахов в 1927 году оставался некий юродивый инок Арсений, который жил в затворничестве и писал иконы для одного из молельных домов наших старообрядцев. Потом следы инока теряются.
Кстати, почему эти холмы на территории нынешнего парка имени Гагарина до сих пор носят в народе название «Монахи»? Достоверной информации о монашеском общежитии в городском бору очень мало, есть лишь косвенные свидетельства в «Вестнике Зауралья» и в списках муниципализированных зданий Челябинска от 1923 года, где найдена запись «от руки» про монашеский скит… Однако осязаемых доказательств предостаточно!
— Челябинские иконы встречаются во многих частных собраниях и музеях Урала и Зауралья, — поясняет Валентина Грицук, куратор выставки «Уральское чудо. Святые лики». — Есть они и в коллекции Государственного исторического музея Южного Урала. Например, образ Святого преподобного Максима Грека — эта икона хранится в наших фондах и сейчас выставлена в экспозиции «Святые лики» вместе с десятками других прекрасных Уральских икон.
Иконы челябинских старообрядцев имеют индивидуальный, узнаваемый стиль. По словам специалистов, в них есть углубление, или изгиб — так называемый «ковчег». Ничего подобного не встретишь на Невьянских иконах, написанных всегда на прямой доске. Еще одна отличительная особенность челябинской иконописной школы — изображать головы святых немного расширенными кверху, слегка нарушая анатомические пропорции.
А ещё челябинские мастера совсем не использовали золото, но глядя на их работу этого не скажешь — тончайшая, будто бы золотая, прорисовка так и сияет. Невьянские же иконописцы золота не жалели, в то время как наши, местные художники обходились белой темперой и самыми простыми красками, создавая эффект имитации золотых линий, особенно заметный при тусклом церковном освещении.
— Фон цвета слоновой кости, растительный орнамент, специфические сургучовые капли-печатки на дощатом заднике иконы — всё это выделяет челябинскую иконописную школу, — добавляет Валентина Грицук.
Географически Челябинск расположен не особо далеко от Невьянска, и у обеих иконописных школ определенно имеются общие корни, и всё же работы старых мастеров-иконописцев Челябинска и Невьянска очень отличаются.
Приглашаем прийти на выставку «Уральское чудо. Святые лики» и своими глазами увидеть уникальные челябинские иконы, сравнив их с образцами других иконописных школ Урала.
Ближайшие экскурсии для свободных посетителей на выставке состоятся в эти выходные:
◆Суббота, 13 апреля — в 15:00;
◆Воскресенье, 14 апреля — в 14:00
Вход в восточную башню
Стоимость билетов:
◆250 рублей — взрослые;
◆200 рублей — пенсионеры.
Фото: Сергей Коляскин