27191
В Челябинск прилетел удивительный фотохудожник из Петербурга Александр Дымников, который умеет видеть гармонию и с удовольствием показывает её южноуральским зрителям. Его чёрно-белая выставка «Панорамы Санкт-Петербурга» открылась в Историческом музее 13 декабря, и теперь челябинцы могут совершить визуальную прогулку по улицам культурной столицы, вдохновляясь строгой и величественной эстетикой города на Неве.
«Александр Дымников — это мастер мирового масштаба, он представил нам высочайший уровень фотографического искусства, и мы очень рады сотрудничеству с ним, — сказал на открытии выставки директор Исторического музея и председатель регионального отделения Союза фотохудожников России Владимир Богдановский. — В будущем планируем интересные совместные проекты между Челябинском и Санкт-Петербургом».
Александр Дымников признался, что его выставку ещё не видели в самом Петербурге, а искушённые зрители Челябинска уже имеют такую возможность. Кстати, фотограф отметил, что панорамы Челябинска, в том числе и вертикальные, было бы тоже интересно поснимать.
«Я снимаю не городской пейзаж, а гармонию. Гармонию необходимо найти и увидеть, её невозможно вычислить аналитически, “склеить”, она не поддаётся логике, — поделился Александр Дымников секретами своего творчества. — “Ловить” гармонию можно только на этапе съемки, формируя кадр на месте, без последующей обрезки. И сюжет панорамного снимка может быть любой — неважно, Питер или Челябинск, пейзаж или портрет ты снимаешь».
Фотограф показывает нам одновременно масштабные объекты и маленькие детали. То, чего даже архитекторы не задумывали — уникальные ракурсы, необычная композиция. В итоге самые туристические места города выглядят необыкновенно — так вот каким бывает Питер…
«Съёмки начались в апреле 2020 года. Родной город хотелось снять и до этого, но получалось плохо, ведь это только кажется, что в Питере легко фотографировать, потому что кругом и так красота, — поясняет Александр Дымников. — Я хотел не зафиксировать созданное архитекторами, а показать зрителю художественную гармонию, сотворить её. И панорама — мой способ и непременное условие творчества».
Панорама, по словам Александра Дымникова, позволяет передать движение, причем не только в пространстве, но и во времени. Потому, что длинный кадр не охватить взглядом за один раз, его приходится рассматривать, изучать.
Неожиданно помог в осуществлении вожделенного проекта… ковид. Когда в 2020 году оказалось, что выехать в запланированные съёмочные экспедиции нельзя, фотограф взял камеру и пошёл исследовать город пешком.
«Видеть и чувствовать панорамный формат нужно научиться, — говорит фотохудожник. — Первые пару месяцев вообще ничего оригинального не получалось, и я долго ходил по улицам и присматривался».
Часто на снимках Дымникова буквально видишь ритм, ощущаешь его присутствие как внутреннюю вибрацию. Опоры моста, вереница фонарей, матросы выстроились в ряд…
«Ритм в фотографии, как и в музыке, чувствуют не все, но развивать чувство ритма можно и нужно. Как? Смотреть, тренировать глаз и восприятие, учиться видеть необычное», — рекомендует Александр Дымников.
Настоящее искусство — это не зафиксировать сделанное природой или построенное кем-то, а добавить своё. Вот поэтому Дымников переворачивает перспективу и композицию под таким замысловатым углом, что Исаакиевский собор узнаёшь далеко не сразу, а львиные лапы будто бы отворяют портал в совершенно неизвестный Петербург, и потайные дворики, забытые градостроителями лет двести назад, выглядят и «звучат» на снимках ничуть не хуже парадных проспектов, набережных и витиеватых питерских мостов.
Выставка «Панорамы Санкт-Петербурга» будет открыта в Государственном историческом музее Южного Урала до 31 января 2024 года.