26 сентября (14 сентября по старому стилю) отмечается 138-летие Сергея Дурылина — археолога, искусствоведа, литератора, философа и священника. В 1923–1924 годах в только что созданном Челябинском краеведческом музее работал Сергей Николаевич Дурылин. Его бурная деятельность и сегодня, спустя сто лет, отражена в коллекциях нашего музея, а последователи творческого созидательного подхода к работе вспоминают Сергея Дурылина как талантливого археолога и неутомимого исследователя.
26 сентября — этот день в истории
Из воспоминаний Ирины Комиссаровой-Дурылиной, жены Сергея Николаевича:
«По прибытии в Челябинск нас сразу познакомили с будущим директором музея Иваном Гороховым, который предложил Сергею Николаевичу должность младшего научного сотрудника. Предложение было принято. Сергей Николаевич стал разбирать и создавать отдел каменного века. Включил и меня в работу: приделывать рукояти, палки для стрел, топориков и так далее. Сергей Николаевич возглавлял отдел археологии при музее, также являлся главным идейным вдохновителем археологической и этнографической секций при Челябинском обществе местного края».
В отделе археологии Исторического музея Южного Урала по сей день хранятся учетные карточки предметов, заполненные рукой Сергея Дурылина. Он выполнил сложнейшую атрибуцию археологических коллекций, переданных в музей вдовой Николая Минко. Именно он буквально спас для науки эту коллекцию и превратил археологические материалы в научный источник.
На самом деле в Челябинске Сергей Дурылин находился в политической ссылке, но не унывал и не терял времени даром. Он занимался, в том числе, археологическими исследованиями курганов возле поселков Исаково и Сухомесово. За два полевых сезона им были изучены 23 кургана бронзового века. В фондах Исторического музея Южного Урала хранятся коллекции из его раскопок 1924 года.
Однако интересы Сергея Николаевича Дурылина простирались гораздо дальше археологии, и его невероятная биография лучше всего подтверждает это.
Он родился 26 сентября 1886 года в Москве. По окончании гимназии работал в издательстве «Посредник», сотрудничал с журналами «Весы», «Русская мысль», «Голос минувшего», «Нива». В 1910-14 годах учился в Московском Археологическом институте; темой его выпускной работы стала иконография Святой Софии.
В 1918 году Сергей Дурылин стал секретарем Всероссийского Церковного Собора и студентом духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1919 году переехал в Сергиев Посад, где готовился к принятию священнического сана.
В 1921 году назначен настоятелем в Боголюбскую часовню в Москве.
20 июня 1922 года Дурылина арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму, откуда отправили в ссылку в Челябинск.
В Москву Сергей Дурылин возвратился только в 1925 году, где подготовил две научные публикации с изложением результатов полевых исследований курганов в черте Челябинска. Сергей Николаевич консультировался у виднейших археологов того времени по поводу челябинских курганов бронзового века.
В 1927 году — новая ссылка в Новосибирск, затем в Томск. В середине 1930-х годов Дурылин окончательно возвращается в Москву. Он теперь старший научный сотрудник Музея Малого театра, популярный театральный критик и лектор.
С 1936 года жил в Болшеве (ныне город Королёв), где исследовал творчество Н. С. Лескова, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, ранних славянофилов.
В 1944 году Дурылину присвоено звание доктора филологических наук; с 1945 года он — профессор, заведующий кафедрой истории русского и советского театра ГИТИСа.
В октябре 1949 года за исследования в области русской классической драматургии Дурылин награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Умер Сергей Дурылин 14 декабря 1954 года, похоронен в Москве, на Даниловском кладбище.