Пасха, день Воскресения Христова — самый главный праздник Христианской Церкви. Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Этот праздник занимает центральное место в церковном календаре. К нему готовятся в течение шести недель Великого поста и Страстной седмицы, а празднуют 40 дней — до церковного дня Вознесения Христова. Дата празднования Пасхи ежегодно меняется, исчисляется по лунно-солнечному календарю.
Пасха всегда была любимым в народе праздником, с ней связано множество обычаев: например, дарить друг другу особенные подарки, украшать стол, готовить угощения. С последней трети XIX века в России стало традиционным вместе с пасхальными поздравлениями и подарками дарить пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди (поздравляющие друг друга традиционным пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» – «Воистинну воскресе!»), пейзажи, цветы. Собственные открытки в России стали печатать только в конце XIX века, поэтому на ранних пасхальных открытках чаще изображались принятые в Западной Европе атрибуты Пасхи, например, зайцы и птицы. Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов.
Коллекция пасхальных открыток сохранилась в фондах Государственного исторического музея Южного Урала.
Письмо открытое «Христос воскресе!». 1904–1907 гг. Бумага. Фототипия.
На открытке изображен Челябинский Христорождественский собор. Храм на пасхальной поздравительной открытке – один из распространенных сюжетов, напоминание о церковных торжествах Воскресения Христова.
Карточка почтовая «С праздником Святой Пасхи». 1909–1914 гг. Бумага. Раскрашенная фотопечать.
Очень часто на пасхальных открытках присутствуют сюжеты с пушистыми цыплятами, проклюнувшимися из яйца. Такое символическое указание на победу жизни характерно для пасхальной символики как современного времени, так и столетней давности.
Открытка поздравительная «Христос воскресе!». Начало ХХ в. Бумага. Цветная типографская печать.
Верба – один из символов пасхального торжества. Праздник Вербного воскресения предваряет Пасху. У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме.
Открытка поздравительная «Христос воскресе!». 1905–1917 гг. Германия. Бумага. Цветная типографская печать, тиснение.
С древнейших времен у христиан существует обычай в ночь Воскресения Христова, после праздничной службы, разговляться (вкушать скоромную, то есть не постную, пищу) освященными в церкви куличом, пасхой и яйцами.
В некоторых домах для такого торжественного случая существовали даже отдельные скатерти, которые стелились только на праздник Пасхи. На такой скатерти умелые хозяйки вышивали обычно различные узоры с присутствием пасхальных атрибутов. Можно было увидеть вышитые яйца, свечи, цветы, даже куличи и, конечно, буквы: ХВ, что, означало «Христос Воскресе». В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, — пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца.
Открытка поздравительная «Поздравляю со Святой Пасхой!». 1903–1917 гг. Бумага. Цветная типографская печать.
Букеты пасхальные – это серия букетов для подарка и букетов для украшения кулича. Пасхальный букет для подарка по форме, колористике и выбору растений выдержан в традициях Пасхи. Поэтому он нередко собирается круглым, с цветами, характерными для Пасхи, перьями, скорлупой, вербой, фигурками зайцев, ягнят, различных птиц, а также с бабочками, жуками и стрекозами. Всегда были любимы пасхальные букеты на самых разных каркасах, прежде всего, букет «гнездо». Букет на кулич, обычно небольшого размера, собирают на шпильке, чаще всего деревянной, на которой его затем и крепят в кулич.
Открытка поздравительная «Христос воскресе!». 1909–1913 гг. Бумага глянцевая. Цветная типографская печать.
Птицы – один из самых распространенных элементов пасхального оформления поздравительных открыток. Чаще всего изображались аисты, а также птичьи гнезда, перья птиц. В христианской символике птица – символ Святого Духа.
Открытка поздравительная «Христос воскресе!». 1909–1915 гг. Бумага. Цветная типографская печать.
Украшенные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан — Пасхи. Истоки этой традиции прослеживаются в мифологии и философских трудах многих древних народов, для которых яйцо являлось символом Вселенной, Божественности. Христиане расширили символику яйца, подчеркнув в ней элемент зарождения будущей жизни и возрождения.
Красное яйцо, украшающее пасхальный стол, окружено сказаниями и легендами. Согласно одной из них, капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. Горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме прекрасных узоров. Другая легенда гласит: Святая Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию с полагающимся по случаю праздника Пасхи даром – принесла ему простое яйцо. Император не поверил ее словам: «Христос воскресе!», и сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо, которое она держит в руках, станет красным. И тут на его глазах подтвердилось чудо Воскресения Христова: яйцо покраснело.
Карточка почтовая «С праздником Святой Пасхи!». 1909–1916 гг. Бумага. Цветная типографская печать.
Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Ещё были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Иногда на разноцветно окрашенные яйца наклеивали из золотистой или серебристой фольги всевозможные узоры и украшения.
Писанки — это более сложный способ раскрашивания яиц. На сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального пёрышка. Сделав узор, яйцо погружают в разведённую холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском, и опять погружают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца — или над пламенем газовой горелки, или над свечой. По мере того как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой. Ещё в начале XX века «писанки» были очень популярны и любимы. Расписыванию яиц посвящали много времени, за этим занятием семья проводила весь вечер Великого Четверга, так как в Страстную Пятницу пекли куличи, а в ночь с Великой Субботы на Воскресение освящали.
Открытка поздравительная «Христос воскресе!». 1903–1917 гг. Франция. Бумага. Фотопечать раскрашенная.
Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок праздничных дней по православной традиции принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. С распространением в России в конце XIX века открытых писем стало возможным отправлять пасхальные открытки родным и знакомым, особенно тем, с кем не могли христосоваться на Пасху, и пронести эти слова «Христос воскресе!» через версты весенней распутицы и пограничные посты.
Открытка почтовая «Сердечный пасхальный привет». 1904–1917 гг. Бумага глянцевая. Цветная типографская печать.
Дерево пасхальное – украшение, имитирующее стоящее в Раю Древо Жизни, Древо Познания добра и зла. Оно может быть любого размера – от маленьких подарочных, настольных композиций до больших интерьерных объектов. Пасхальные работы изготавливались и из любого материала, могли напоминать настоящие деревья или быть стилизованными.
Открытка поздравительная «Христос воскресе!». 1910–1911 гг. Бумага глянцевая. Цветная типографская печать.
Для пасхальных подарков изготовлялись яйца разного размера из шоколада, папье-маше, дерева, фарфора, стекла и даже драгоценных металлов и камней. Пасхальные яйца для подарка создавал знаменитый российский ювелир Фаберже. Они были украшены золотом и драгоценными камнями. Считают, что именно Фаберже начал делать открывающиеся яйца с сюрпризом. Каждый год фирма Фаберже преподносила императорской семье драгоценное яйцо к Пасхе, и всегда это было настоящее произведение искусства.
Открытое письмо «С праздником Святой Пасхи!». 1904–1913 гг. Бумага. Типографская печать.
В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхального воскресения прятать подарочные яйца. Дети по пробуждении тут же бросались обыскивать весь дом. В итоге малыши обнаруживали «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.
Заяц пасхальный – один из атрибутов Пасхи и пасхальной символики почти во всех странах Западной Европы, особенно в католических и протестантских. Вместе с традицией изготовления пасхальных открыток изображение зайца перешло и на русские открытки в честь Воскресения Христова. А также в виде зайчиков делали игрушки, сладости и сувениры.
Е. М. Шумская, ученый секретарь