XX век стал веком электричества, пришедшего на смену энергии пара. В истории нашей страны массовая электрификация справедливо связывается с советским периодом истории. Руководство партии большевиков вскоре после прихода к власти развило активную деятельность по электрификации страны.
Турбогенератор начала XX в. Из открытых источников
Бюро по электрификации Урала было создано в ноябре 1919 года, еще до начала составления плана ГОЭЛРО. В его состав входили видные ученые и инженеры — М. А. Шателен, Р. А. Ферман, Н. Н. Вашков, которые и приняли участие в разработке региональной программы. Обоснование необходимости электрификации уральского региона в их интерпретации можно свести к двум основным аргументам:
1. Повышение эффективности трансуральских железных дорог посредством их электрификации.
2. Экономия использования древесного топлива за счет перевода уральских заводов на электроэнергию, получаемую путем сжигания местных торфов и угля.
И электрификация железных дорог, и электрификация уральской промышленности требовали строительства районных электростанций, работающих на местном топливе. Наиболее легкими в сооружении составителям региональной программы представлялись Челябинская и Егоршинская районные электростанции.
Челябинскую районную станцию предполагалось построить при Челябинских угольных копях (современный Копейск). Уже весной 1920 года с Кочкарских золотых приисков были доставлены два турбогенератора. Один (меньшей мощности) не мог быть установлен и был отправлен в Челябинск. Оставшийся генератор был расположен в здании бывшего арестантского дома. Относительно мощности поставленных генераторов в источниках имеются расхождения. По сведениям историка С. А. Баканова, 2500 кВт первый и 750 кВт второй генераторы. Согласно докладу Главэлектро ВСНХ оставшийся на копях турбогенератор имел мощность 2000 кВт. По сведениям из доклада Е. Рощупкина, на копи было поставлено два турбогенератора в 2 000 и 500 кВт. Вероятнее всего, ближе к истине последняя версия.
Здание электростанции Кочкарских золотых приисков. Из открытых источников
Работы по сооружению силовой станции начались только в октябре 1920 года. Требовалось перестроить фундамент для генератора, соорудить угольный элеватор, градирню и установить столбы для электропередачи. При мощности в 2 000 кВт турбогенератор должен был перекрывать местные потребности в 1 600 кВт, оставшиеся 400 кВт можно было отправить в Челябинск, электростанция которого была в изношенном состоянии и не справлялась с имевшимся количеством потребителей.
Возведение электростанции Челябинских угольных копий было делом не только местной, но и государственной важности. 17 марта 1921 года вышло постановление комиссии Совета труда и обороны об электрификации Урала, требовавшее «…признать работы по окончанию строящейся на копях электрической станции ударными в отношении снабжения материального и рабочей силой. Обязать Уралпромбюро необходимые для окончательного оборудования станции части изготовить на заводах Урала. Срок пуска станции назначить на 1 сентября с. г.».
Процесс строительства электростанции был сопряжен с рядом трудностей. В местной прессе отмечалось: «…Больших трудов стоило собрать аппараты, приборы и разные другие материалы для установки котлов и турбины». Выдержать предписанные сроки не удалось, но поставленная задача по строительству электростанции была выполнена. 19 ноября 1921 года в газете «Шахтер» появилась заметка о запуске станции, в которой говорилось, что «…В ночь на 2 ноября новая силовая станция Челябинских копей… дала ток». Далее оптимистично заявлялось: «…Будет создана мощная база для промышленного развития Челябинского района с радиусом 100–150 верст. Будет достигнуто громадное сбережение угля, труда людского и средств транспорта». В рамках политики электрификации страны предполагалось объединить электростанции Челябинска и копий в единую сеть с потребителями — «закустовать».
План ГОЭЛРО. Из открытых источников
Однако, победные реляции и амбициозные планы были преждевременны, так как приступить к эксплуатации электростанции не было возможности в силу одного неприятного обстоятельства — отсутствия приемников тока у потребителей. Еще одной причиной простоя электростанции стала нехватка водных ресурсов, как отмечалось в докладе Главэлектро ВСНХ в Госплан СССР 30 августа 1923 года: «станция на Челябинских копях в связи с затруднениями в водоснабжении не может в данное время обеспечить копи электроэнергией». В результате электростанция перестала рассматриваться в качестве районной. Между тем нужда в электростанции была велика как для Челябинска, где мощности имеющейся электростанции было недостаточно для подключения новых потребителей, так и для собственно копей. Как отмечало правление копий в докладе 1922 года: «единственно электрификация копей может сохранить и развить падающую по причинам упадка оборудования производительность…».
1920 г. Челябинские копи. Полуземлянка для рабочих-шахтеров. Из открытых источников
Окончательное введение в эксплуатацию электростанции на Челябинских угольных копях затянулось до весны 1924 года. Ввод электростанции в строй происходил в непростых условиях. Угольные копи с трудом адаптировались к реалиям НЭПа: потеря двух основных потребителей продукции (Орской и Самаро-Златоустовской железных дорог), падение производительности, задержки с заработной платой при ее номинальном росте, массовое увольнение рабочих.
Параллельно с введением электростанции в эксплуатацию на 1923–24 годы было составлено четыре варианта производственной программы Челябкопей. При самом пессимистичном работа силовой станции становилась невыгодной. Однако, в конечном счете худшего не случилось. 30 апреля 1924 года электростанция Челябинских копей начала работать, поставляя энергию не только на нужды самих копей, но и в Челябинск, обеспечивая город электричеством вплоть до введения в эксплуатацию ЧГРЭС.
В. А. Филимонов,
научный сотрудник научно-исследовательского отдела
Государственного исторического музея Южного Урала
Литература
-
Баканов, С. А. Строительство районных электростанций по плану ГОЭЛРО на Урале в 1920-е — начале 1930-х годов [Электронный ресурс] / С. А. Баканов // ИСТорические МАТериалы : [сайт]. URL: https://istmat.org/node/31699 (дата обращения: 16.04.2024).
-
Баканов, С. А. Угольная промышленность Урала в условиях перехода к новой экономической политике [Электронный ресурс] / С. А. Баканов // CYBERLENINKA : [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolnaya-promyshlennost-urala-v-usloviyah-perehoda-k-novoy-ekonomicheskoy-politike-1/viewer (дата обращения: 17.04.2024).
-
Козлов, Л. По плану ГОЭЛРО / Л. Козлов // Копейский рабочий. 1987. № 124. С. 2.
-
Новая электростанция на Челябинских копях [Электронный ресурс] // ИСТорические МАТериалы : [сайт]. URL: https://istmat.org/node/35181 (дата обращения: 16.04.2024).
-
О кустовании электростанций на Урале (из доклада Главэлектро ВСНХ в Госплан СССР). 30 августа 1923 г. [Электронный ресурс] // ИСТорические МАТериалы : [сайт]. URL: https://istmat.org/node/35183 (дата обращения: 16.04.2024).
-
О развитии электрификации Челябинских копей (из доклада правления Челябинских копей в Электрострой ВСНХ). 10 мая 1922 г. [Электронный ресурс] // ИСТорические МАТериалы : [сайт]. URL: https://istmat.org/node/35182 (дата обращения: 16.04.2024).
-
Постановление комиссии Совета Труда и Обороны об электрификации Урала. 17 марта 1921 г. [Электронный ресурс] // ИСТорические МАТериалы : [сайт]. URL: https://istmat.org/node/35179 (дата обращения: 16.04.2024).
-
Рощупкин, Е. М. Доклад управляющего городской электростанцией Е. Рощупкина об устройстве линии электропередачи между Челябинскими копями и Челябинской городской станцией / Е. М. Рощупкин // Челябинская губерния, 1919–1923 гг.: абрис истории. Челябинск : Объединенный государственный архив Челябинской области, 2019. С. 447–449.