Загрузка...
1286

У входа на выставку «Уральское чудо. Чугунное кружево» гостей встречает копия части знаменитого Каслинского чугунного павильона, снискавшего славу в Париже. «Выглядит как настоящий, интересно, почему не привезли оригинал?», — не редкий вопрос посетителей. Эта статья не только даст ответ, но и поведает историю павильона, полную не только достоверных фактов, но и легенд.

A54T9557.JPG

Копия части Каслинского чугунного павильона на выставке Государственного исторического музея Южного Урала «Уральское чудо. Чугунное кружево». Фото: Юрий Ермолин

A54T9550.JPG

Фрагмент копии части Каслинского чугунного павильона на выставке Государственного исторического музея Южного Урала «Уральское чудо. Чугунное кружево». Фото: Юрий Ермолин


Чугунный павильон каслинские мастера соорудили специально для Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже, которая проходила в 1900 году. Так принято — все участники больших международных выставок своими силами сооружают временные выставочные помещения, а внутри — располагают свои экспонаты. Люди заходят, рассматривают. Когда выставка закончится — павильоны разберут. Готовиться к намеченной на 1900-й год Парижской выставке на заводе начали заблаговременно. К 1899-го года все многочисленные части «чугунного дворца» (их около трёх тысяч!) были отлиты и готовы к сборке. Теперь нужно было собрать павильон, тщательно подогнать детали, определить места их крепления к каркасу, исправить мелкие недоработки.


Мастер по окраске художественного литья выкрасил все детали однотонной чёрной «вахромеевской» сажей. Окрашенные детали аккуратно упаковали в ящики и отправили в Париж. Вместе с ними в столицу Франции поехали и каслинские умельцы: модельщики и чеканщики, формовщики и литейщики, плотники и глиномёсы, — без них привезенный в Париж павильон остался бы лежать в ящиках. Никто другой не смог бы его собрать.


каслинцы.png

Делегация каслинских мастеров, едущих в Париж на Всемирную художественно-промышленную выставку, Фотомастерская Вирпша в г. Сарапуле, январь 1900 г. Калининградский областной историко-художественный музей

Каслинский чугунный павильон собрали в здании отдела горного дела и металлургии, в центре второго этажа, прямо под огромным стеклянным куполом, и был со всех сторон прекрасно освещён. В середине апреля 1900 года архитектор Евгений Баумгартен писал из Парижа: «Место, отведенное наверху, прекрасно, положение павильона очень выгодно: он виден отовсюду… Что касается исполнения, то оно хорошо совсем, если бы опять не злоупотребления сглаживаниями, чеканкой и, главное, чёрным цветом, сильно напоминающим сапоги, хорошо вычищенные ваксой. Тут я думаю несколько поправить, введя местами бронзировку и плесень, что берется сделать собственноручно Богач, находящийся здесь… Наш павильон, по общим отзывам, будет гвоздём отдела…»


И действительно, Богумил Богач местами покрыл поверхность составом своего изобретения. Состав для «обронзировки» чугунного литья давал на поверхности чугуна искусственную патину, очень похожую на естественный зелёный налёт на старинных памятниках. После такой «обронзировки» павильон уже не напоминал начищенные ваксой сапоги, а приобрёл вид художественно-антикварный. Открыли его точно в срок — в день открытия Всемирной Парижской художественно-промышленной выставки — 28 апреля 1900 года (по новому стилю).

богач.png


Богумил Боргач и Евгений Баумгартен у павильона заводов Кыштымского горного округа на Всемирную художественно-промышленную выставке. Париж, апрель 1900 г.

Успех уральских мастеров превзошел все ожидания. Павильон стал сенсацией. В Каслинском чугунном павильоне на обозрение широкой публики были выставлены образцы продукции Кыштымского горного округа. Чугунный, а издали поглядишь — как будто из кружева соткан.

Продукции заводов Кыштымского горного округа была присуждена высшая награда — хрустальный Гран-При и большая золотая медаль. Высшая награда сопровождалась восторженными откликами прессы.


из архива г.png

Павильон Кыштымского горного округа на Всемирной художественно-промышленной выставке. Париж, 1900 г. Фото из архива семьи Гилёвых

внутренний вид.png

Внутренний вид павильона с торговой экспозицией Кыштымского горного округа на Всемирной художественно-промышленной выставке. Париж, 1900 г. Фото из книги Николай Мезенина «Урал на всемирных выставках».

Когда погасли огни Парижской выставки, павильон разобрали и отправили обратно на Урал, в Касли. Многие годы ящики так и не распаковывались, и вплоть до конца гражданской войны пролежали в подвале дома управляющего заводом…

И в этой части истории мы можем найти ответ, почему подлинник павильона не привезли на выставку, почему он находится в Екатеринбрге. Помогает нам в этом Заведующая отделом художественного металла Екатеринбургского музея изобразительных искусств Ксения Гилева. Ксения из династии каслинских мастеров. Ее прапрадед Михаил Гилев был среди рабочих, отливавших павильон к выставке 1900 года. На заводе работали прадед, дед, отец и брат Ксении.

гилева.jpg

— Это единственный экспонат, который не ездит. И, пожалуй, это единственный мировой экспонат, который не ездит по другим выставкам никогда. Для этого есть комплекс причин: из-за сложности конструкции (напомним, около трёх тысяч деталей), из-за тяжести, из-за сложности монтажа и из-за того, что чугун все-таки хрупкий материал. Это слишком травматично для памятника. В 1978 году павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет — единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.

То, как павильон оказался в коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств — отдельная история:

— На рубеже 19-20 веков Касли входил в Кыштымский горный округ, который в свою очередь входил в Екатеринбургский уезд Пермской губернии. После революции Свердловская, Челябинская, Уфимская и Пермская губернии перестали существовать в прежнем виде — была организована Уральская область, массивное политическое образование, которое просуществовало вплоть до 1934 года. В 20-е годы ХХ века, когда происходила национализация заводов и перераспределение ценностей в Екатеринбурге как в областном центре была организована комиссия по учету культурных ценностей и именно туда эти ценности попадали. В 1921 году в Свердловский областной краеведческий музей был передан весь заводской архив музея, который находился в Кыштыме, он включал в себя не только коллекцию уральского художественного литья, но еще и модельный фонд, различные находки. Затем часть этого архива была отдана обратно на завод (модели). В 1934 году произошло деление на Свердловскую, Челябинскую, Пермскую и Уфимскую области. Другая часть коллекции,в том числе детали (не все, только около 40%, другая часть в тяжелые голодные годы была переплавлена на заводе) Павильона, так и осталась в Екатеринбурге — в 1936 году её передали в наш музей ИЗО.

Существуют и легенда о той выставке:


Среди многочисленных высоких гостей Каслинский павильон посетил и тогдашний президент Франции Эмиль Лубо. Он выразил желание приобрести павильон для республики за баснословную по тем временам цену — два миллиона рублей, — вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья. Управляющий Кыштымскими заводами Павел Карпинский передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры Николай Лаверецкого «Россия», стоявшей у входа и символизировавшей собой русскую державу. Торг был долгим, а ответ один: «Россия» не продаётся!» Тогда президент, слегка уязвлённый, позволил себе усомниться в прекрасном качестве каслинского литья. Он, указав на ажурное, тончайшей работы чугунное блюдо, заметил: «Если такая красота упадет случайно на пол, то обязательно разобьется». Говорят, мастер, стоявший рядом, не сробел — бросил тарелку ребром об пол! Покатилась тарелка, подпрыгнула, но не разбилась. Свита ахнула, президент удивился и… набавил цену. Но сделка всё равно не состоялась.

делегация.png

Павильон Кыштымского горного округа на Всемирной художественно-промышленной выставке. Задний фасад. На переднем плане — скульптура Николая Лаврецкого «Россия». Париж, 1900 г. Фото из архива семьи Гилёвых


Ксения Гилева призывает усомниться в правдивости этой истории:


— И вот все эти легенды — «хотели купить за два миллиона рублей», «Россия не продаётся» — выдуманы, родились в советское время, у них нет достоверного подтверждения, мы часто слышим их до сих пор, повторяем по инерции.


Павильон и почти вся поездка на выставку стоила примерно 35 тысяч для округа. Если вам предложат два миллиона рублей, при вашем положении в 35, что вы сделаете? Нужно учитывать экономический контекст того времени: и завод и округ на рубеже 19-20 веков были в большом кризисе — заводы требовали обновления…Два миллиона позволили бы решить целый список проблем.


Каслинский чугунный павильон в современном отреставрированном виде в Музее изобразительных искусств города Екатеринбурга. Фото: студия «LVL-PHOTO»:

КЧП2.png

КЧП1.png

КЧП3.png

КЧП4.png




Статья подготовлена по материалам книги «Каслинский чугунный павильон: создание и возрождение», которая стала итогом многолетней исследовательской работы ее автора — крупного эксперта по художественному металлу, бывшего сотрудника Екатеринбургского музея изобразительных искусств Олега Губкина .

Другие записи

Все записи