Сегодня, 4 февраля, человечество отмечает День рождения резиновой калоши. Точно не известно, почему именно в этот день. Но никто не спорит, что калоша — вещь важная и заслуживает своего дня в календаре.
Калоши могут даже служить индикатором социального климата в определенные исторические периоды. Вспомним хотя бы эмоциональный монолог профессора Преображенского из «Собачьего сердца», когда у него в очередной раз украли пару калош. До весны 1917 года, подчеркивает он, не было ни одного случая воровства калош из парадного, а потом в один прекрасный день они все пропали.
— Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо не стащил? — возмущенно вопрошает профессор.
Это сейчас калоши, или галоши — деревенская обувь для выхода во двор. А когда-то их ношение поверх ботинок в сырую и грязную погоду было просто обязательным для приличного члена общества. Обычай этот сохранялся и в XX веке, чему свидетельством калоши из фондов Исторического музея Южного Урала. Одни из них, женские, принадлежали оренбургской казачке, которая щеголяла в них в сапожках на невысоком каблуке. Эта пара относится к первой половине прошлого столетия. А вторая пара, мужская, произведена уже в 80-е годы на знаменитой фабрике «Красный треугольник», ведущая свою историю с одного из первых российско-американских товариществ по производству резиновых изделий.
Кстати, фразеологизм «сесть в калошу» изначально звучал как «сесть в калюжу», то есть в лужу. От этого слова, по одной из версий, и происходит название обуви.