С 19 марта по 9 апреля 2019

Трость - модный аксессуар из прошлого

 Трость - модный аксессуар из прошлого

На выставке уникального экспоната Челябинского государственного музея Южного Урала представлены две трости изготовленные и украшенные мастерами Златоуста в 2017 и 2018 гг.

          Первая: трость-стилет, автор художник предприятия «Практика» В.А. Тычкин.

Трость в виде ствола, сужающего к низу. Ствол составлен из шести деревянных (кап дерева оливы коричневого цвета с рисунком) и латунных секций с рельефными поясками. Ближе к центру латунное кольцо. Трость декорирована геометрическим рисунком. Все латунные части позолочены. С особым шармом выполнена рукоять в виде орлиной лапы из позолоченного металла сжимающей шар из яшмы. В рукоять вмонтирован клинок стилета. Клинок стальной, четырехгранный, игольчатого типа, украшен в технике златоустовской гравюры на стали растительным орнаментом на синеном фоне.

           Вторая: трость-стилет, авторы художники златоустовского предприятия «ЗлатДекор» А. Политько и А. Бернацкий.

Трость изготовлена из дерева темного цвета, в виде ствола сужающего к низу. Латунные позолоченные вставки украшены в технике златоустовской гравюры на металле растительным орнаментом. Ручка из темного дерева, внутри стилет из дамасской стали красивого муарового цвета с волнистым рисунком.

Историческая справка:         

Кроме медицинской функции, трость выполняла и выполняет декоративную функцию модного аксессуара. Трость состоит из: ствола (шафта), ручки (набалдашника), наконечника. Может включать секретную скрытую часть.

В XVI – XVII вв. в русском стрелецком войске офицеры, которых называли «начальными людьми» отличались от рядовых стрельцов не только костюмом, вооружением, а также имели при себе трость, которую заказывали за свой счет. В войске Донском у войскового атамана была трость, называемая «насека», как символ власти. «Насеку» атаман при отставке передавал вновь избранному при особой церемонии.

С XVII века, вплоть до начала XX века трость была непременным атрибутом джентльмена. Трость ручной работы была необходимым дополнением к костюму и подчеркивала высокое положение в обществе и была требованием этикета.
         Аксессуару была присуща изысканность и роскошь, а набалдашник превращался в настоящее произведение искусства. Для его украшения обычно использовали золото, серебро и драгоценные камни.
В Европе тростью пользовались не только мужчины, но и женщины.

В России трости появились при Петре I., который своих подданных награждал тростью ручной работы в знак особого к ним расположения.
Трость ручной работы испокон веков была не только атрибутом стиля и помощником во время ходьбы, но иногда служила джентльмену тайником. Врачи превращали свои трости в аптечки. Художники извлекали оттуда краски, карандаши и кисти, а фотографы использовали их как треногу для фотоаппарата.

Не всегда подобный тайник служил благородным целям. Нередко в рукоятку монтировался свисток для освистывания актёров в театрах, а внутри прятались небольшие фляги с горячительными напитками. Некоторые трости служили ножнами для шпаг, кинжалов и стилетов, превращая своего владельца из изнеженного денди в лихого разбойника, когда это было необходимо.



Возврат к списку