С 3 февраля по 2 апреля 2017

Бытовая техника. Хроники советского дизайна

Бытовая техника. Хроники советского дизайна

На выставке «Бытовая техника. Хроники советского дизайна» представлены наиболее интересные образцы советской бытовой техники — всего более ста семидесяти предметов из фондов музея.

Например, оригинальный миксер начала 60-х годов, радиоприемники и проигрыватели, экспортные настольные часы с космической тематикой и другие бытовые приборы, на многих из которых гордо красуется «Знак качества». Его присваивали лучшим товарам в московском Всесоюзном НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ), который в 1962 году положил начало системному промышленному дизайну в СССР.

Семидесятые годы прошлого века представлены на выставке талантливыми разработками советских дизайнеров, которые, увы, остались только на бумаге. А рижскому конструктору радиотехники Адольфу Ирбите повезло больше — его радиолы «Ригонда» и «Аккорд» пользовались огромным спросом у советских граждан.

Хронологические рамки выставки охватывают три десятилетия — 1950-70-е годы. Именно на этот период приходится расцвет советского дизайна.

— Во второй половине 1950-х годов закончилась эпоха сталинского ампира, — рассказывает заведующая выставочным отделом музея Анастасия Воронина, — начался плавный переход к новому стилю — более мягкому, элегантному, демократичному. Вещи стали менее громоздкими, в форме сглаживались острые углы, в отделке появился пластик. В 1962 году в Москве открылся Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Художники-конструкторы (слово «дизайн» в то время не употреблялось) этого института формировали внешний вид всей продукции, которая выпускалась в СССР, – от телефона до самолёта. Надо сказать, что советский дизайн ценился довольно высоко. Например, рижский конструктор радиотехники Адольф Ирбите был хорошо известен и в Европе, и в мире в целом.

На выставке представлены шедевры, автором которых был этот человек — радиолы «Ригонда» и «Аккорд-201». «Аккорд», кстати, выпускался на челябинском радиозаводе. В 2010 году эта культовая вещь была представлена на выставке бытовой техники в Сент-Этьене (Франция). В 1960-е годы отцы семейств проводили вечера возле радиоприемников с мерцающим зеленым глазком, а молодежь крутила на них виниловые диски на 33 и 78 оборотов. Чуть позже вошли в моду компактные транзисторы. Радиоприемник «Россия» ловил две-три радиостанции, но человек, который прогуливался по местному бродвею с фотоаппаратом через плечо и транзистором в руке, имел значительно больше шансов закадрить девушку, чем простые смертные.

Патефон – роскошная вещь! Покрутил ручку, поставил пластинку, чуть зашуршит игла, и польются томные звуки танго. Патефонные иголки долгое время были в большом дефиците, и наши солдаты, возвращаясь из побежденной Германии, везли домой два вида иголок: швейные – для жен, и патефонные – для души. Патефон был далеко не в каждом доме, а уж миниатюрный патефончик, который может уместиться в портфеле, тем более.

На выставке, кстати, можно обратить внимание еще на одну «малютку» — компактный, как говорили в то время, «шпионский» фотоаппарат «Вега». Этот узкопленочный фотоаппарат, который был чуть-чуть больше сигаретной пачки, чаще всего использовался для забавы – робкие кавалеры тайно снимали им своих возлюбленных. Компактные вещи в 1960-70-х годах стали повсеместно входить в моду. Вот миниатюрный утюжок, который помещается на ладони. Такой прибор назывался «командировочным»: его, в частности, часто брали в поездки артисты, чтобы содержать свой гардероб в образцовом порядке.

Некоторые вещи, впрочем, были основаны на механике. «Зиловский» фонарик-жучок работал без батареек – электричество вырабатывалось за счет нажатия на скобу. Механическая бритва работала за счет пружины. Наш народ на выдумку хитёр и приспособил эту вещь для другой цели – в армии при помощи механической бритвы набивали татуировки. А вот пылесос «Буран». Говорят, что этот пылесос советские конструкторы срисовали с пылесоса Hoover. Однако наши умельцы внесли в эту конструкцию свою поправку: «Буран» был единственным пылесосом с двумя отверстиями — одно из них использовалось для всасывания пыли, а другое – для побелки стен. Не пылесос, а комбайн!

Печатная машинка «Уфа» — мечта журналиста прошлых лет. Печатали на ней так, что удары по клавишам били по мозгам. Немногие знают, что в прошлом пишущие машинки ставились на учет, а товарищи из «органов», чтобы вычислить авторов анонимных доносов, снимали для картотеки образцы шрифта. Да, время идёт. И до сих пор идут настольные часы челябинского завода «Молния», которые пришли на смену часам с кукушкой с цепями и гирями в виде еловых шишек. Это тоже культовые вещи. Время в историческом музее идет не только вперед, но и назад...

Выставка будет работать до 2 апреля.

Фоторепортаж с открытия выставки Юрия Ермолина ЗДЕСЬ

Посещение выставки: 

Самостоятельный осмотр — 60 рублей;

Экскурсии по субботам и воскресеньям в 13:00 и 15:00 — 120 рублей.

Возврат к списку